Новости – Пресса












Пресса
Le Matin: эта война уникальна в истории человечества

Газета Le Matin от 12 января 1915 года.
Немцы недооценили доблесть французских солдат и гений их командиров
23 августа, 2014 07:07
3 мин
Вторник 12 января 1915 года, Париж № 11277
Почему немцы хотели войны
Ужасная война, заливающая кровью европейский континент на протяжении вот уже пяти месяцев, грустные последствия которой сказываются почти на всем земном шаре, не только самая масштабная и жестокая из всех известных войн; она, помимо этого, является совершенно уникальным событием в истории человечества.
По уровню варварства, демонстрируемого немецкими войсками сегодня, их часто сравнивают с ордами Аттилы, Алариха и Атаульфа. Однако эти сравнения, скорее, в пользу гуннов, вестготов и примитивных германских племен — тевтонов, алеманов, вандалов и т.д. — которые, спасаясь от голода и нищеты или гонимые еще более обездоленными племенами со своей родной земли, вторгались в недостаточно защищенные пределы Римской империи. Они грабили Грецию, Галлию и Италию, поскольку были голодными, разрушали города, поскольку были необразованными дикарями. Но они всегда были готовы обосноваться на галльской земле и отправиться солдатами в римскую армию, лишь бы им только платили и позволяли спокойно жить на плодородной земле и под ласковым солнцем. Они обрабатывали землю империи и защищали ее «в частности, от других германцев», как пишут историки. Вступив в контакт с мирным, трудолюбивым и относительно просвещенным населением, они преодолели путь от дикости до цивилизации, от варварского состояния до гуманизма.
На протяжении последних пятидесяти лет развитие немцев под предводительством фон Бисмарка, Вильгельма II и Франца-Иосифа шло в обратном направлении. В то время как все вокруг — Франция, Италия, Англия, Россия, балканские страны, Турция, африканское и азиатское население — продвигались к идеалу братства, равенства, свободы, доброты, справедливости, права и чести, изложенного великими греческими и римскими мыслителями, Германия, ностальгирующая по романтическим временам Гете и Шеллинга, скатывается назад. Эта регрессия, которую не демонстрировал прежде ни один народ, проявляется в том, что немцами овладевает уровень мышления, уступающий менталитету даже самых диких и варварских древнегерманских племен. <…>

Газета Le Matin от 12 января 1915 года.
Газета Le Matin от 12 января 1915 года.
Будучи вероломными как в торговых, так и в дипломатических делах, немцы, для которых честность не более чем проявление глупости, разрывают договора, подписанные от имени их нации, как жалкие клочки бумаги. С таким же проворством они лгут покупателю о происхождении сбываемого ими товара. В рамках своего, по истине, таинственного материалистического подхода к общественным и международным отношениям, они убеждены в том, что цель всегда оправдывает средства.
Тогда как во время войны все цивилизованные народы почитают за честь и за правило, установленное международными конвенциями, уважать права гражданского населения, в особенности, женщин, детей и стариков, а также всех, кто не взял в руки оружие, немцы избрали, по зову фон Бисмарка, в качестве основного принципа ведения войны разрушение имущества и убийство мирного населения. Все это они делают «для того, чтобы, как говорил железный канцлер, обескровленные и частично уничтоженные народы молили их о мире, покорно соглашаясь на все условия победителя».
На протяжении целого ряда лет их одурманивали ложными теориями, согласно которым германская раса является самой совершенной расой, а немецкая нация — самой могущественной из всех наций. И потому сегодня их захватила мечта силой навязать свое господство над всем остальными народами, уничтожив все иные расы огнем и мечом и возведя на мировой трон своего Гогенцоллерна.
Для того, чтобы начать реализацию этого проекта, они захватили Бельгию, отважно защищавшую свой нейтралитет, занесли руку над всей северной частью Франции и подчинили своей экономической гегемонии Швейцарию, Голландию, Данию, скандинавские страны, [то есть] небольшие страны, которые доверили гарантию своей независимости великим державам, среди которых была и сама Пруссия. После них должен был настать черед Англии. Разве в Берлине не были выпущены [географические] карты, на которых она изображалась страной, находящейся под протекторатом Великой Германии?
Чтобы никто больше не конкурировал с немецкой промышленностью, германская армия будет разрушать все заводы на тех территориях, куда она проникает. Помимо этого, покоренным народам навяжут огромные репарации, выплата которых [в пользу Германии] сделает их экономическую жизнь невыносимой. В то же время путем поджогов и массовых расправ крестьянское население будет фактически уничтожено, а его земли займут немцы, как это уже было в Польше после принятия закона 1908 года об экспроприации земель [у местных, польских владельцев]. Наконец, поскольку Германия испытывает острую нужду в колониях, она постарается завладеть всеми заморскими территориями Франции, а затем сделает все для того, чтобы эта же судьба настигла и британские колонии. <…>

Газета Le Matin от 12 января 1915 года.
Газета Le Matin от 12 января 1915 года.
В начале августа 1914 года, когда из Потсдамского дворца (резиденция кайзера Германии — РП) был отдан приказ немецким войскам отправиться на завоевание мира, мы увидели, как одна из самых богатых наций, так шумно нахваливавшая свою цивилизованность и интеллектуальную культуру, неожиданно набросилась на Бельгию, Францию, Россию и Сербию, став при помощи новейших достижений науки сжигать деревни и города, добивать раненых на поле боя, четвертовать, расстреливать и брать в плен мужчин, убивать стариков, женщин и детей, калечить мальчишек и насиловать девушек, бомбить самые ценные и самые святые памятники искусства и гордиться совершенными преступления даже больше, чем одержанными победами.
В первые дни сентября, когда немецкие войска приближались к Парижу, в то время как австрияки громили Сербию, а русские отступали к Варшаве, по всей Германии прокатились радостные демонстрации. Казалось, что час всеобщего торжества, о котором мечтали немецкие императоры (имеются в виду Вильгельм II и Франц-Иосиф — РП) и их народы, вот-вот настанет.
Но они не приняли в расчет доблесть наших солдат и военный гений наших командиров. Их иллюзии были разбиты на Марне и Урке (приток реки Марны — РП), и им уже не суждено возродиться вновь.
Немцы хотели войны, чтобы править миром, но они будут повержены, потому что мир хочет остаться свободным.
Жан-Луи де Ланессан (Jean-Louis de Lanessan, французский биолог и крупный государственный деятель в отставке — РП)
Перевод с французского Сергея Федюнина
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости