Новости – Пресса












Пресса
Le Matin: Антанта ничего не боится

Газета Le Matin от 20 июля 1914 года
Священник из Нормандии оказался немецким шпионом
21 июля, 2014 10:47
6 мин
Le Matin
Понедельник, 20 июля 1914 года, Париж № 11101
Если будет война…
Санкт-Петербург, 19 июля.
Если бы началась война, какова была бы роль русской армии? Могла бы она оказать французам поддержку, достаточную для того, чтобы объединенные силы двух стран вышли из войны победителями? Эти вопросы сейчас задаются повсеместно. На протяжении всей недели, проведенной мной в Санкт-Петербурге, я их задавал русским военным, наиболее квалифицированным специалистам.
Сегодня русская армия насчитывает 44 армейских корпуса. Сорок пятый корпус будет сформирован в следующем году. Семь армейских корпусов расположены в Сибири и на Дальнем Востоке, два — туркестанских и еще три на Кавказе. То есть 12 корпусов не могут покинуть [в случае войны в Европе] регионы, в которых они расположены. Помимо этого, армейский корпус Финляндии и Санкт-Петербурга также вряд ли может быть переброшен [на театр военных действий]. Но все остальные соединения русской армии могут перейти в наступление на российско-германской и российско-австрийской границах.
Маловероятно, что Россия отправит солдат на границу с Румынией. Раньше планировалось послать туда пару армейских корпусов, чтобы связать румынам руки, у которых было военное соглашение с Австро-Венгрией. Однако некоторое время назад это соглашение не было продлено. А потому, принимая во внимания тот факт, что Румыния выступит скорее против Австрии, желая отторгнуть от нее Трансильванию (провинцию, населенную этническими румынами), чем против России, в русской армии сегодня не опасаются румынских войск.
Таким образом, Россия может выставить тридцать один армейский корпус против армий Германии и Австрии. А сколько же в этом случае будет немецких и австрийских армейских соединений на российской границе? На этот вопрос нельзя ответить с уверенностью.
Лицом к лицу с Австрией
Раньше, еще до Балканских войн (1912-1913 г.г. — РП), 14 армейских корпусов австрийцев были нацелены на Россию. Но ситуация изменилась: сербская армия начала пополнятся, а у Румынии осложнились отношения с Австрией. Эти два обстоятельства, разумеется, делают румынское и сербское население Австро-Венгрии еще менее лояльным, притом что румыны и сербы и ранее не отличались особой преданностью короне. В этой связи военное командование в Вене и Будапеште должно будет усилить позиции на румынской и сербской границах, а также держать значительные силы на южных окраинах империи в ущерб концентрации сил на границе с Россией.
Кроме того, представим себе, разразись война сейчас, какие настроения царили бы в австрийской армии — в которой, напомним, преобладают славяне по происхождению, если бы ей отдали приказ воевать с Россией?
Лицом к лицу с Германией
А сколько армейских корпусов сможет противопоставить России Германия? В общей сложности Германия располагает 25 корпусами, тогда как Франция — 21. В случае войны Германия оставит на границе с Россией максимум шесть армейских корпусов, тогда как 19 будут брошены против Франции. На сегодняшний день, благодаря интенсивному строительству стратегически важных железнодорожных путей, мобилизация и сосредоточение русских войск займет 16 дней; мобилизация и сосредоточение немецкой армии пройдет за 10 суток.

Газета Le Matin от 20 июля 1914 годаПодробнееhttp://rusplt.ru/ww1/press/le-matin-predotvratit-li-voynu-vseobschaya-stachka-11315.html
За последний год в России прибавилось сторонников идеи наступления. Сегодня Россия не просит Францию увеличить военный призыв: в Петербурге понимают, что Франция не может дать больше солдат, чем имеется сейчас, и что закон о трехлетней армейской службе (в 1913 году срок обязательной службы мужчин во французской армии был повышен с двух до трех лет ввиду высокой вероятности войны с Германией – РП) обеспечивает максимально возможное число рекрутов. В связи с этим России теперь в одиночку придется нейтрализовывать попытки Германии по увеличению численности армии. Если Германия пополнит свою армию 50 000 мужчин, Россия сможет ответить на это двойным или даже тройным приростом [пропорционально немецкой инициативе].
Россия требует от Франции только одного — иметь отличную, насколько это возможно, боевую технику и следить за ее состоянием. Недавние откровения, сделанные в Сенате (верхняя палата французского парламента – РП), не очень обнадеживают, однако едва ли их стоит воспринимать трагически. У нас [во Франции] находят в себе силы для того, чтобы признавать и открыто критиковать недостатки и оплошности, вместо того, чтобы их замалчивать, как это делают в Германии. Российский генштаб, который в следующем месяце направит свою военную миссию во Францию, безоговорочно верит в желание и волю французского Парламента и правительства Республики быстро устранить те недостатки, о которых говорилось в Сенате.
Жюль Эдеман (Jules Hedeman)
Священник из Нормандии оказался немецким шпионом
Берне, 19 июля. Спецкор газеты Le Matin (по телефону).
Аббат Ортебу, священник деревни Фонтэн-ла-Луве, вблизи Берне (Верхняя Нормандия, Франция – РП), был арестован в субботу вечером сотрудниками Общественной безопасности (управление национальной полиции в структуре Министерства внутренних дел Франции – РП) по обвинению в шпионаже в пользу Германии.
Аббату Ортебу 35 лет от роду. Он был рукоположен 12 лет назад, а всего полтора месяца назад запросил паспорт в муниципалитете Фонтэн-ла-Луве для поездки в Австро-Венгрию. Он сказал, что хотел бы навестить престарелую родственницу, живущую в Австро-Венгрии, которая собиралась подарить ему золотой потир для его церкви.
Аббат уехал и вернулся 7-го июля. На следующий день он отправился к г-ну Мерентье, начальнику вокзала Тибервиля (соседняя коммуна — РП) и попросил последнего рассказать ему о планах [военной] мобилизации, которые находились у начальника вокзала в запечатанном конверте. За помощь священник предложил вознаграждение в 500 франков.
Начальник вокзала сначала подумал, что его разыгрывают, но, поскольку священник настаивал, тот попросил время на раздумье. Заместитель мэра, введенный в курс дела [самим начальником вокзала], сообщил об этом в отделение Общественной безопасности, а там г-ну Мерентье приказали назначить аббату Ортебу встречу.
Итак, в субботу вечером аббат прибыл на вокзал. При нем был фотоаппарат. Когда г-н Мерентье вручил ему конверт с планами мобилизации, аббат быстро вскрыл его и сделал несколько фотографий. В это время подъехали инспекторы Общественной безопасности. Они начали с того, что прокололи перочинным ножом шины велосипеда, который аббат Ортебу оставил возле вокзала. Когда чуть позже он вышел [из здания вокзала], то попросил у полицейских, приняв их за автомобилистов, насос, чтобы накачать шины. Один из сотрудников дал ему насос, и, пока аббат возился с велосипедом, другой сотрудник завладел его фотоаппаратом и схватил священника за шиворот. Отвезенный в мэрию аббат Ортебу сознался, что действовал в пользу Германии. Г-н Себий, глава Общественной безопасности, этим вечером прибыл в Берне.
Претензии Австрии к Сербии
Вена, 19 июля. Спецкор газеты Le Matin (по телефону через Берлин).
На фоне слухов, зачастую противоречащих друг другу, о [дипломатических] действиях Австро-Венгрии в отношении Белграда разумно было бы осведомиться у официальной Вены. Нижеприведенные высказывания принадлежат представителю венских политических кругов, в высшей степени компетентному для того, чтобы сообщить о намерениях австро-венгерского правительства из первых уст. Эти намерения он описал так:
«За границей до сих пор с чистым сердцем воспринимают жалобы на угнетение [сербов в Австрии], тогда как на самом деле сербы в Боснии и Герцеговине были буквально «взлелеяны» [правительством], особенно в последние годы. Однако это обстоятельство не помешало некоторым кругам в Королевстве Сербия настраивать своих соплеменников в Боснии и Герцеговине против австро-венгерской монархии. Пропаганда оказалась успешной среди постоянных читателей газет и учащейся молодежи.

Газета Le Matin от 20 июля 1914 года
Подробнееhttp://rusplt.ru/ww1/press/le-matin-predotvratit-li-voynu-vseobschaya-stachka-11315.html
Если неверно то, что наши [австрийские] сербы притесняются, то, напротив, очевидно, что в средних слоях [сербского населения] по ту и эту сторону границы много крайних националистов, которые надеются, что однажды Королевство Сербия включит в свой состав Боснию, Герцеговину, Далмацию, Хорватию и, если получится, Истрию. До войны с турками в Белграде уже существовали организации с подобными [политическими] целями, однако после победы в Кумановской битве (сражение на территории современной Македонии, в котором 23 октября 1912 года во время Первой Балканской войны сербы обратили в бегство турецкое войско – РП), сербы и вовсе думают, что никто и ничто не сможет им помешать, особенно Австро-Венгрия, умиротворяющая политика которой рассматривается ими как проявление слабости. Пропаганда, о которой идет речь, нацелена на то, чтобы забрать у Австро-Венгрии ее побережье, лишить ее выхода к морю, дискредитировать сам институт монархии: эта пропаганда угрожает жизни страны.
У нас [в Австро-Венгрии] не хотят войны; у нас нет того, что принято называть партией войны; но терпение нашего народа не выдерживает их манеры поведения. Белграду давно пора вспомнить об обязательствах, которые накладываются [международными отношениями] на любое правительство. Совершенно недопустимо, что в погоне за популярностью или просто по глупости [сербское] правительство позволяет безудержно развиваться национальному психозу. Австро-Венгрия призовет к порядку своего взбесившегося соседа. Если слова не подействуют, у нее есть иные средства отстоять свои права. Но мы все-таки надеемся, что у Белграда хватит благоразумия, чтобы разрешить ситуацию полюбовно».
Россия приветствует г-на Пуанкаре
Санкт-Петербург, 20 июля. Специальное сообщение газеты Le Matin.
«Новое время», наиболее влиятельная газета Российской империи, сегодня утром опубликовала статью на французском языке, посвященную визиту г-на Пуанкаре [в Россию]. Вот текст этой статьи:
«Этим утром вся Россия будет единодушно приветствовать президента Пуанкаре. <…> В будущем году франко-российскому союзу исполняется двадцать лет. Это, бесспорно, историческая дата. <…> Две нации, которых не смогла рассорить даже война (имеется в виду Крымская война 1853-1856 — РП), нащупали прекрасную почву для союза. Союз, не имеющий в своем основании полную, искреннюю и взаимную симпатию сторон, не продлился бы долго: общественное мнение разрушило бы такой союз. <…>
Сила союза России и Франции состоит в том, что он основан одновременно на симпатии и взаимных интересах двух стран. <…> Антанта ничего не боится. У нее военное преимущество на море и на суше. Антанта сделает все, чтобы сохранить это превосходство и, при необходимости, усилить его. Но это превосходство не должно ни в коем случае беспокоить Тройственный союз. Усилия, предпринятые Россией и Францией [по созданию союза], имели только одну цель — гарантировать безопасность на суше. Франция и Россия пошли на большие жертвы с единственной целью — чтобы русский мужик и французский крестьянин могли в мире и спокойствии пахать свою землю. Наши страны, единые как никогда, будут делать общее дело. И будут делать его с удвоенной энергией. <…>
[Вместе с Пуанкаре] Россия встретит с огромной симпатией и г-на Вивиани, главу правительства и министра иностранных дел, чье участие в делегации наряду с г-ном Пуанкаре доказывает, что визит президента Французской республики к российскому императору не является одним только проявлением любезности».
Перевод с французского Сергея Федюнина
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости