Новости – Пресса












Пресса
«Дела Народа»: ни война, ни мир

Передовица газеты «Дела народа» от 31 января (13 февраля) 1918 года
Российским войскам отдан приказ о полной демобилизации
17 марта, 2015 06:27
6 мин
ДЕЛА НАРОДА
орган петроградского комитета партии с.-р.
Среда, 31 января 1918 года (по новому стилю 13 февраля 1918 года), Петроград, №2
Два полюса
Итак, после всевозможных поворотов, фронта, слов, фраз, горделивых и заведомо не соответствовавших действительности заявлений Смольный закончил переговоры в Бресте «шагом, равного которому мы не найдем во всей мировой истории», — как торжественно возглашает «Правда». Действительно, Троцкий передал «объединенным делегациям» воюющих с нами держав следующее «письменное и ненаписанное заявление»:
Именем Совета Народных Комиссаров правительство Российской Республики настоящим доводит до сведения правительств и народов воюющих с нами союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия объявляет со своей стороны состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращенным. Российским войскам отдается одновременно приказ о полной демобилизации по всем линиям фронта. Председатель российской мирной делегации, народный комиссар по иностранным делам: Л.Троцкий. <…>
Этот документ, конечно, имеет большое политическое значение, хотя, вероятно, не то, какое приписывают ему придворные летописцы Смольного, и имена подписавших вышеупомянутое заявление заслуживают быть переданными потомству. Говорим это без малейшей иронии. В данный момент мы не можем припомнить, чтобы какая-нибудь война оканчивалась так, как решило ее кончить «рабоче-крестьянское правительство». Во всяком случае, так войны обыкновенно не кончаются.
Решение большевистской делегации создает лишь литературный прецедент — одну из сказок Толстого, где верх одерживает мужик, которого автор хронически называет глупым, но который оказывается умнее всякого умного. Он ни за что не хотел сопротивляться врагу. Тот все наступал, а мудрый глупец отказывался воевать. И война так и оборвалась за отсутствием борющейся стороны. Но это — в сказке. Ну, а каковы будут решения, принятые большевистским правительством в этом железном мире действительности, где мудрым глупцам приходится вообще очень плохо?
Благоприятный исход для Российской республики можно ждать, по всей вероятности, лишь в одном случае: если трудящиеся массы Западной Европы теперь тоже придут в состояние такого брожения, которое закончится великой если не социалистической, то широкой демократической революцией. Однако, по-видимому, в этом революционном состоянии Европа пока не находится.
.18_1_1024.jpg)
Передовица газеты «Дела народа» от 31 января (13 февраля) 1918 года
В частности, на почве Германии правительство феодалов и капиталистов пока справляется с растущим недовольством трудового народа, изжаждавшегося по миру. И перед обессиленной Россией стоят вооруженные до зубов империалистические хищники.
Мы оставим в стороне неловкие софизмы про «священную ложь» «Правды» и т.п. большевистских органов, которые стараются уверить своих злополучных читателей, что если немецкие генералы и дипломаты оказались в переговорах неумолимыми, так это потому, что им помогали русские «Искариоты и предатели», в особенности с.-д., меньшевики и «Дело народа», не перестававшие, мол, утверждать, что большевистское правительство не пользуется авторитетом в стране, ибо оно есть «правительство террора», произвола и насилия.
Нам, очевидно, надо было бы говорить, что гражданская война у нас не признается началом внутренней советской политики, что мы пользуемся невероятными свободами, что смольные самодержцы не разогнали Учредительного Собрания, не расстреляли мирных манифестантов, рабочих и солдат, что они не громят целых городов, не жгут целых кварталов, не арестовывают и не избивают социалистов, не закрывают наших газет, не громят наших типографий.
И смольные политики, и публицисты как будто и не подозревают того, что ось деятельности рабоче-крестьянского правительства упирается, действительно, в два противоположных полюса и вращается вокруг них: замирение на внешнем фронте и ожесточенную войну на внутреннем. Чем слабее, чем беспомощнее русские армии, предводимые Крыленко, были пред лицом австро-германцев, тем ожесточеннее, тем «беспощаднее» они обращались с гражданами Российской республики всех народностей и во всех областях. <…>
Вывод сделать нетрудно: пока в России не создастся единого демократического революционного фронта, пока Смольный не откажется от своей власти, основанной на «священном насилии», пока не прекратится гражданская война, губящая наиболее сознательных представителей трудовой демократии, до тех пор мы останемся беззащитным скопищем людей, человеческой пылью перед организованными хищниками Центральных держав, да и всего мира, до тех пор судьбы русской революции и, в значительной степени, судьба международного социализма будут целиком зависеть от вожделений империалистических государств.
Н.С.Русанов
(Николай Русанов — русский революционер-народоволец, затем эсер. В начале своей литературной деятельности был одним из первых сторонников марксизма в России, но впоследствии, наоборот, вел с ним ожесточенную борьбу. В 1918 году покинул Россию, умер в Швейцарии в 1939 году в возрасте 79 лет — РП).
Ни война, ни мир. Как пришли к такому решению
Заявление русской делегации в Брест-Литовске о прекращении войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией было сделано 28 января. Совет народных комиссаров, которому заявление было тотчас передано по прямому проводу, был к нему уже подготовлен.
Как передают, за последние дни в Брест-Литовске создалась напряженная атмосфера, делавшая неизбежным тот или иной конец мирных переговоров. События в Германии, сначала способствовавшие новому замедлению в окончательном решении вопроса о мире, в конце концов также обернулись против. Лишь только выяснилось, что германское правительство в силах справиться с движением рабочих, настроение делегаций Центральных держав изменилось в сторону настойчивого требования окончательных решений. Фон Кюльман и гр. Чернин (главы делегаций Германии и Австро-Венгрии, соответственно — РП), ездившие на совещание в Берлин, привезли оттуда директивы требовать либо подписания русской делегацией сепаратного мира на предложенных Германией условиях, либо прервать переговоры.
Русская делегация все это знала и предвидела тот неизбежный день, когда вопрос о мире будет поставлен ребром. Заключение мира с Украиной, подписанное 27 января, этот день приблизило. Для русской делегации создалось почти безвыходное положение, ибо все делегаты понимали, что подписание сепаратного мира убивает как русскую революцию, так и все вытекающие из нее надежды. Продолжение же войны также было, очевидно, невозможно. И вот, после долгих обсуждений создавшегося положения, Троцкий предложил — мира не подписывать, а войну прекратить. Предложение это сначала встретило сильные возражения. Однако в конце концов Троцкому удалось победить сопротивление остальных членов делегации, увидевшей единственное решение в выходе России из войны.
Предпоследнее заседание
В Смольном получена стенограмма заседания мирной конференции в Брест-Литовске, предшествовавшего тому, на котором сделано было заявление о прекращении Россией войны.
Открывая заседание, статс-секретарь фон Кюльман указывает на то, что переговоры дважды прерывались и что сближения между делегациями русской и Центральных держав не произошло. Он не хочет останавливаться на вопросе о том, какая сторона виновата в том, что переговоры не увенчались успехом. Но ясно, что нельзя иметь в виду бесконечное продолжение мирных переговоров, которые не дают надежды на успех. <…>
Троцкий дал краткий обзор предшествующих работ мирной конференции: «Предложение русской делегации, что очищение оккупированных территорий произойдет после заключения общего мира, оказалось ошибочным. Германская и австро-венгерская делегации категорически отказались сделать какие-либо обязующие их заявления относительно вывода войск из оккупированных областей. Еще в более высокой степени ясность была достигнута после заявления ген. Гофмана (начальник штаба германского Восточного фронта — РП) от имени обеих делегаций, который показал русской делегации ту пограничную линию, которая должна в дальнейшем отделить Россию от ее западных соседей. <…> Отделение от России не только Польши и Литвы, но и Латышского края. Перед русской делегацией встает новый вопрос, что именно готовят в дальнейшем республиканской России правительства Германии и Австро-Венгрии?»
.18_2_1024.jpg)
Газета «Дела народа» от 31 января (13 февраля) 1918 года
Далее Троцкий указывает, что переговоры германской и австро-венгерской делегаций с несуществующим украинским правительством продолжались. Ведя переговоры с правительством Российской республики, правительства центральных империй не только поспешили 1 февраля признать независимость Украинской республики, но и поторопились подписать договор с правительством, которое, как категорически заявляет русская делегация, больше не существует. Такой образ действий вызывает сомнение в наличности у противной стороны желания достигнуть с федеративной Российской республикой мирных соглашений. Более того, весь образ действий противной стороны по этому вопросу вызывает такое впечатление, как будто центральные правительства стремились создать для себя в лице Рады искусственную точку отправления для вмешательства во внутренние дела Украины и России.
Мы, — говорит Троцкий, — заявляем поэтому, что тот договор, который может быть заключен с несуществующим правительством Рады, не может иметь и не будет иметь никакой силы ни для украинского народа, ни для правительства всей России.
Фон Кюльман, отвечая Троцкому, говорит снова о том, что он считает самоопределение в оккупированных областях состоявшимся.
Гр. Чернин заявляет: мы признали правительство украинской Рады, поэтому для нас оно существует. <…>
Отношения с союзниками
Совет народных комиссаров признает по-прежнему союз с Францией, Америкой, Англией и др. державами Согласия. Но без обязательств соблюдать договоры, заключенные царским правительством и подтвержденные затем Вр.Правительством. Союзные отношения должны отныне выражаться в том, что Россия по-прежнему готова заключить совместно с союзниками общий мир с Центральными державами, оставляя за собой право отстаивать демократические условия мира и противодействовать аннексионистским попыткам, откуда бы они ни исходили.
В Смольном указывают, что отказ советской власти от подписания сепаратного мира улучшил отношения с союзниками.
Заключение мира Украиной
По имеющимся в комиссариате по ин.делам сведениям, согласно условиям заключенного Украиной с центральными державами мира, Украина обязуется демобилизовать свою армию, Центральные державы, в свою очередь, гарантируют Раде заем в Австро-Венгрии, требуя за то возобновления торговых отношений. Центральные державы также гарантировали Раде равноправное участие Украины в европейской мирной конференции. Никаких территориальных приращений ни для той, ни для другой стороны в условиях сепаратного мира не имеется.
Считают возможным, что Германия предпримет активные шаги для восстановления на Украине власти Центральной Рады.
Последние известия
«Кельнише Цайтунг» сообщает, что в Лондоне произошли серьезные беспорядки среди бедного населения из-за недостатка съестных припасов. Английским газетам запрещено писать об этом.
«Русским Ведомостям» сообщают из Одессы, что румынами занят без одного выстрела Кишинев. Русские войска отступили к Бендерам.
Получены известия, что румынские войска совместно с украинцами двигаются по направлению к Одессе. Занятие Кишинева румынами подтверждается радиотелеграммой из Севастополя. По этой радиотелеграмме, румынами заняты также и Бендеры.
В Минске произведены аресты видных деятелей белорусской Рады. Мирная делегация последней задержана по приказанию Троцкого в наших передовых окопах. Мотивируется это опасением, что белорусская Рада заключит сепаратный мир.
По сообщению из Ревеля (ныне Таллинн — РП), по всей Эстляндии (северная часть нынешней Эстонии — РП) объявлено осадное положение в связи с раскрытым заговором баронов в пользу Германии. Все лица баронского звания от 17 л. объявлены вне закона. Сотни арестованных.
Разгром и пожар винных складов
В ночь на 30 января на Гутуевском острове (остров в дельте Невы на территории Петрограда — РП) возник большой пожар, потребовавший вызова всех пожарных частей. Пожар явился следствием разгрома находящихся здесь винных складов, начавшегося еще днем 29 января.
Как выяснилось, еще несколько дней назад к винным складам была приставлена охрана из красногвардейцев, начавшая потихоньку расхищать вино. Затем явились солдаты, и разгром принял грандиозные размеры, такие, что на Гутуевский остров были посланы батарея легкой артиллерии и батальон латышских стрелков с пулеметами.
Когда высланные воинские части прибыли на место разгрома, они были встречены ружейной и пулеметной стрельбой. Было дано несколько орудийных выстрелов, после чего латыши атаковали громил. В это время кто-то из пьяных поджег бочки с вином. Пожар охватил весь амбар; полагают, что многие напившиеся стали жертвами пламени. Принятыми мерами пожар к утру прекращен. Насчитывается много жертв — убитых и раненых.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости