Новости – Пресса












Пресса
«Борьба»: Сражение продолжается, сражению конца не видно

Передовица газеты Борьба от 08 сентября 1918 года
«Борясь за родину, мы боремся прежде всего за социализм»
18 мая, 2015 04:00
6 мин
Воскресенье, 8 сентября 1918 года, Оренбург, №25
Оренбург, 8 сентября 1918 года
Все наши правые общественные группы удивительно единодушно занялись оплевыванием социалистов. Вечно «эволюционизирующая» партия кадетов возглавляет это движение. Оказывается, социализм это что то ужасное, и все беды на сей земле от него повелись. Если мы воюем, так это по вине социалистов. Если мы переживаем хозяйственную разруху, то это опять вина социалистов. И даже наше великолепное невежество есть ни что иное как плод социалистической демагогии.
Забыто все — и трехсотлетняя история царизма, и неизбежность катастрофы мирового империализма, забыты все уроки истории; виновник найден, — вот он, это — социализм. Мы полагали, что урок большевизма был кровавым уроком не только для демократии, но и для буржуазии, но оказалось, что он только усилил ее близорукие, объемистые аппетиты.
И, как ни странно, этот гипноз так силен, что многие из слабых в рядах демократии стали думать о социализме, как о завядшей прекрасной ветви, не способной к расцветанию. Не за социализм, а лишь за свое благополучие, — вот девиз настоящего момента, но этот девиз не для демократии.
Демократия по-прежнему должна полагать конечной целью своего пути — социализм.
О, разумеется, не социализм большевиков и не тот социализм, который малюется кадетами, а социализм общественный, организованный.
Да, мы — социалисты.
И борясь за родину, мы боремся прежде всего за социализм, ибо без социализма нет свободной личности, нет необходимых условий для развития производства, развития хозяйственных сил.
Социализм должен прежде всего обладать необычайной динамикой производства; каждый гражданин должен сделаться в таком обществе фанатиком, апостолом труда и производительности. Социализм есть общественный переизбыток, освобождение производительных сил. Снабжение их орудиями производства.
Наши производительные силы России прежде всего в крестьянстве, поэтому социализация земли есть необходимейшая предпосылка социализма. 8 часовой рабочий день также, ибо он дает даже в капиталистическом обществе возможность рабочему почувствовать труд не как рабство, а как творчество, созидание жизни.
Итак, все, за что мы боремся в данный момент, есть предпосылка к социализму и борьба за политические свободы, ибо вне сферы их мыслимо лишь рабство — духовное и материальное.
Война
Общий ход наступления союзников на западе
Начатое в первых числах августа наступление французской армии получило скоро сильный толчок переходом английских сил в решительное наступление на фронте Анкра, Соммы и Авра протяжением в 30 километров. Этот участок обороняла армия фон дер Марвица, которая под сокрушительными ударами англо-американских войск, поддержанных ураганным огнем артиллерии и стальной стеной чудовищных английских «сверхтанков» новейшего типа, сильно помятая и дезорганизованная, потерпела решительное поражение. Общая длина фронта комбинированного наступления английских, американских и французских войск достигает 60 километров и совпадает приблизительно с другой, охватывающей с запада местности Варлянкур — Морейль — Мондидье. После продолжительного ураганного огня артиллерии крупного калибра и под мощной защитой колоссального числа броневиков, продвигавшихся параллельно на расстоянии 40-50 метров, Фош пустил в атаку густые волны союзной пехоты, которые брали одну за другой раздавленные танками германские позиции. Развивая свой успех и тесня перед собой огромные войсковые массы противника, французы продвинулись среди кровопролитнейших боев на 20 километров на восток. В результате победы союзных армий в их руках оказалась огромная территория, отнятая у германцев с целым рядом важных стратегических пунктов и местностей, а также богатая добыча орудиями и другим военным материалом. В числе отвоеванных городов находится также Мондидье, который, однако, не представляет собою что иное, как хаотическую груду развалин.

Передовица газеты Борьба от 08 сентября 1918 года
Передовица газеты Борьба от 08 сентября 1918 года
Согласно официальным немецким сообщениям, англо-французский удар имел преимущество неожиданности, так как в силу разрушительного действия неприятельской артиллерии все телефонные и телеграфные провода оказались уничтоженными, связь с передовыми позициями совершенно утеряна, так что германская артиллерия была принуждена отчасти бездействовать, отчасти ее огонь был совершенно бесплодным. Участь немецких войск решили окончательно стоявшая тогда плохая погода, так как вследствие густого тумана огневая сигнализация была неуловимой для наблюдателей позиций. Отрезанные от тыла немецкие части неожиданно заметили за своей спиной стальные чудовища противника и безнадежно отстреливались от английских танков, которые буквально засыпали немецкие окопы пулеметным и ружейным огнем.
Все же между Анкрой и Авром германцам удалось вывести свои главные силы из боя, и после стойкого сопротивления отбивающихся арьегардов устроиться на сильно укрепленной линии Эстро-Руа-Шон-Ласиньи. И действительно, на этом участке на четвертый день постепенного отступления немцам удалось приостановить напор наседающего врага. Подтянув подкрепления, немцы свежими дивизиями начали на разных участках ожесточенные контратаки, сведшие окончательно в русло штурмующие волны англо-американцев. Инициатива Хата быстро застыла, и борьба приняла характер крайнего ожесточения именно в фокусах немецких контратак, как против английских позиций у Лигон, так и на французском участке в районе Шон.
На фронте сравнительного затишья на англо-американском участке, тем ярче выделяются упорнейшие атаки французов на фронте Авра и Уазы, к югу от Соммы, где Фошем введены в дело свежие резервы в огромном количестве. По всей линии закипели жестокие бои главным образом вокруг местечка Тилолуа, где французским командованием намечен был прорыв германского фронта. По-видимому, германцы напрягут все усилия, чтобы удержаться на укрепленных позициях вдоль дороги Руа-Нуайон.
Судя по ходу и результатам развернувшегося сражения, союзникам вряд ли удастся ценой самых огромных жертв добиться намеченной цели: выйти в тыл немцам между Аврой и Маасом, чтобы отбросить их далеко к северу. Неудивительно поэтому, что Ллойд-Джордж считает победу союзников «огромной и сложной стратегической операцией». По его словам, ход сражения для союзников благоприятен, но было бы слишком рано торжествовать победу. «Сражение продолжается, сражению конца не видно». («Изв»).
Фронт Учредительного Собрания
Самара 5/9. Чехословацкий национальный совет сообщает, что на Уссурийском фронте большевики разбиты наголову и преследуются в направлении на Хабаровск.
Поволжский фронт
Симбирский район
Вчера в семнадцать часов над Буинском пролетел неприятельский самолет, бросивший бомбы. Человеческих жертв не было. Противник очистил деревню Батырево и отошел к Московско-Курской жел. дороге.
Уфимский район
Наши части с запада от Бирска вошли в соприкосновение с красными, занявшими район дер. «Красный Яр». По обоим берегам реки Уфы город Мензелинск и юго-восточная часть его уезда очищены от большевистских банд.
Бой у дер. Жестянка
Из Уральска передают следующее: противник двумя колоннами с конницей и артиллерией в каждой колонне вел энергичное наступление одной колонной со стороны дер. Бобровки. Первая колонна молодецкими действиями казаков с флангов и с фронта задержана, причем занята дер. Милорадовка. Вторая колонна, наступавшая от дер. Бобровки к дер. Жестянка заняла здесь укрепленную позицию, но после длительного жестокого боя до полночной темноты вынуждена была отступить с громадными потерями от дер. Жестянки. В последнем бою особенно отличились части войскового старшины Храшихина и Семеновская Хрупина, которые, несмотря на страшный ружейный огонь противника шли смело по совершенно открытой равнине против укрепленной позиции противника. У Жестянки потери казаков: 15 убито, ранено 3. Казаками занята Жестянка. Противник поспешно отступил к селу Бюбиртскому. Дер. Семеновка, Клинцева и Вязовка свободны от противника.
Красные у деревни Гусиха
На долю доблестных частей чехословаков и молодой нар. Армии выпал еще случай показать свою удаль и преданность тому делу, за которое они взялись. 1 сентября один из лучших полков, 2 советский николаевский полк, занимал деревню Гусиху. Полк был отлично снабжен, имел богатую артиллерию, большое количество пулеметов. Части чехо-словаков и народной армии, несмотря на то, что противник превосходил их численностью и был богато снабжен техническими средствами, решили уничтожить врага. Было отдано приказание, и части начали скрытно занимать указанные им места. Уверенный в своих силах противник спокойно оставался в деревне Гусихе. Наши части, выйдя на указанные им места, начали быстрое наступление на Гусиху.
Обнаружив наступление наших молодцов, красные открыли убийственный артиллерийский, ружейный и пулеметный огонь, пуская в ход тяжелую артиллерию. Однако, это не удержало наступавшие наши части. Огонь растерявшегося противника мало наносил нам потерь. Близкая очевидная гибель заставила красных продолжать упорный бой, при коротких дистанциях. Это упорство не удержало порыва наших частей. Молодецким налетом они ворвались в Гусиху. В рядах противника поднялась страшная паника, красные бежали. Насколько враг бежал панически, видно из того, что красноармейцы снимали с себя одежду и в беспорядке переплывали реку, спасаясь мелкими отрядами.
Деревенская юстиция
<…> Нас усаживают возле печки; как метлой мы подметаем горячие и румяные, с капающим золотистым маслом шаньги, пирожки с рыбой и легкими, мясо, остатки пельменей, дичи, и все это сдабриваем сибарухами крепкой, с легким запахом жженого теста «самосидкой»… Хорошо в Сибири после социалистической Московии!..

Газета Борьба от 08 сентября 1918 года
Газета Борьба от 08 сентября 1918 года
А за хозяйским столом идет своя пир-беседа. На меланхолически стонущий граммофон, как собака, рычит гармонья. Девки и бабы, спустив на плечи косынки, поют что «в белом камне нет огня, а в Васелюшке – правды». Кто-то хлюпает по полу растоптанными катанками. Чокаются за революцию и советы. Работник-татарин, забыв советы своего сердитого пророка, тянет водку прямо из горлышка.
— Богатеев, варначье, напугали, ввек не забудут! — подходя к нам на нетвердых ногах, хохочет парень-подросток. Как кто не дает денег, за шиворот да пустолетом, живо размошилились! У вас, поди, тоже их трясут?.. Одного смеху — живот лопнет!..
Они пили четвертые сутки. Менялись коровами, гусями, лошадьми. Матросы и солдаты хвастались военными подвигами, разгромом барских экономий в Бессарабии. В доверху набитых тарантайках, под свист песчаной пурги, бешено носились вдоль села на полудиких киргизках. Старухи едва успевали варить «самосидку». Там и тут щелкали выстрелы, ревели дети, гикали всадники — было шумно, весело, у всех чуть животы не лопнули от смеха. <…>
И вот в этот момент в горницу вваливается черный, как мурин, широколобый, кряжистый сибиряк.
— Совет весь тутотка? — вращая синими белками спрашивает он. — Чо у меня сделано? А?
Его старая жена, которую он только недавно променял соседу на другую жену, забравшись ночью в хлев отстригла три соска лучшей корове.
— Это где так видано?
И он бросил три сморщенных, кровавых соска на стол.
— Он это может простить? Он найдет на такую жабу управу у товарищей? — спрашивает он.
— Нам теперь права дадены! Вот не хочу жить с бабой — кто мне указ? По новому! — недавно кричал он. — Мне Татьяна люба.
За сотню придачи муж Татьяны согласился поменяться женами. <…>
Первая жена черного, бездетная дебелая баба, плакала: ей не хотелось уходить из дома, ей давали новосела, бедного и перестарка, но ей было сказано, что все равно не жить, пусть слушает, что ей приказывают. <…> Прокричали «ура» Троцкому и Дыбенко. Кем-то были сняты с божницы иконы. <…>
А сегодня Татьяна возвратилась из хлева, и сказала, подавая соски:
— Ты вот дружишь со своей шкурой, мне не веришь, погляди-ка, что она сделала корове… Ладно ли?
Взбешенный мурин поломал крыльцо и окна новосела. Искал его с женой, но те спрятались.
Сельским советом был немедленно созван сход. Возбужденные мурин и матрос требовали достойного наказания. Матрос рассказал, как ловко они судили таких «саботажников» на Невском, в Кронштадте, Гельсингфорсе.
— И этих также! — заревела толпа. — Сюда!..
Был избран военный суд. Матрос заявил, что он желает быть прокурором. <…>
…Произошло страшное, дикое, непередаваемое, русское. С бранью и проклятьями приволокли в сарай приговоренных к смерти молодоженов и били их всей сходкой — палками, кулаками, поленьями.
Новосел скоро умер, а жену его, здоровую бабищу, не могли прикончить — из сил выбились. Она уже превратилась в кусок окровавленного мяса, а все еще дышала и охала. Тогда решили закопать ее живую. <…>
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости