Новости – Пресса












Пресса
АВС: следующей весной начнется великое сражение

Газета ABC от 10 декабря 1915 года
Нет ничего проще, чем поддерживать неослабевающий энтузиазм немецкого народа
11 октября, 2014 06:03
5 мин
Пятница, 10 декабря 1915 года, Мадрид №3826
Критиковать Францию осмелится только тот, кто ее не любит
ABC в Париже. Палата Депутатов французского парламента недавно проголосовала за включение призывников 1917-го года в состав действующей армии. Никто, даже самые яростные противники Франции, не смогут расценить это решение как проявление слабости со стороны французского руководства. Всем прекрасно известно, что призывники 1916 года сейчас расквартированы в казармах и проходят военную подготовку, а численное превосходство Франции на западном фронте уже неоспоримо. Немецкие призывники 1916 года уже давно воюют. В отличие от Кайзера, который не слишком бережет солдат, Жоффр (Жозеф Жоффр — главнокомандующий французской армией — РП) действует предусмотрительно и осторожно и старается как можно дольше держать солдат вдали от пушечного огня. Англичане отправляют войска в Салоники гомеопатическими дозами — им важнее сохранить Египет и контроль над путями в Индию, чем спасать Сербию. Итальянцы никак не могут решить, высаживаться в Албании или нет. А Франция все это время делит с Россией не только ужасы войны, но и самые доблестные подвиги, и продолжает отправлять своих солдат на Западный фронт.
Но я пишу это не за тем, чтобы указать на весьма жалкое с моей точки зрения поведение Англии и Италии, а лишь для того, чтобы привести очередное доказательство высокой численности французских войск. Нетрудно вообразить, что многие скажут: «Сами рассудите, французы мобилизуют даже подростков. Разве можно тогда упрекать в этом Германию? Кажется, что силы на исходе уже и у тех и у других».

Газета ABC от 10 декабря 1915 года
Газета ABC от 10 декабря 1915 года
Эти досужие мнения разбиваются о факты, приведенные мною в начале статьи. Но мне не составит труда повторить их еще раз. Учитывая тот факт, что призывники 1916 года все до сих пор находятся в казармах, включение призывников 1917 года в состав действующей армии — это не спешка и не вынужденная мера. Это мера предосторожности. И критиковать Францию за предусмотрительность и осторожность осмелится только тот, кто ее не любит.
[Министр обороны Франции] Галлиени и [премьер-министр Франции] Бриан убедительно и красноречиво выступили перед депутатами. Решение заранее призвать солдат, которым, возможно, придется воевать следующей весной, чтобы спокойно их обучить и подготовить, — это мера, которая была принята в интересах всего Отечества и ради его защиты.
Логично предположить, что следующей весной произойдет великое столкновение. Не важно, кто первый пойдет в наступление, немцы или англо-французские части, но как только закончится зима, на всей территории от Вогезов (горный массив на северо-востоке Франции — РП) и до Северного моря (море Атлантического океана, омывающее берега северной Европы) начнется битва за Францию. И чтобы одержать победу в этой решающей битве, чтобы не проиграть ее, к ней нужно готовиться. Быть может, призывникам 1917 года вообще не придется воевать. Но лишних предосторожностей в этой войне не бывает, а материальные и человеческие потери неизменно оказываются выше ожидаемых. <...>
Но правы и те, кто вместе с Шарлем Юмбером (французский политик, сенатор — РП) напоминают правительству, что кто-то должен остаться и работать в полях, в магазинах и на заводах. Но в заявлениях г-на Юбера содержится также и намек на нынешние обсуждения возможной мобилизации резервистов 1887 и 1888 годов. Генерал Гальени пообещал, что военные нужды не нанесут ущерба экономике страны, а сельское хозяйство не столкнется с дефицитом рабочей силы. Генерал Галлиени — человек слова. Он не дает обещаний, которые не может выполнить.
Альберто Инсуа, Париж, декабрь 1915 года.
Слухи о мире: союзники готовы перекроить карту Европы, Азии и Африки
ABC в Берлине. Почти ежедневно Noredeutschen Allgemeinen Zeitung (Северонемецкая всеобщая газета), официальный печатный орган Имперской канцелярии, вынуждена публиковать материалы, опровергающие слухи о неких шагах, якобы предпринятых Германией с целью подписания мира. В один день по всем про-союзническим изданиям запускается слух, будто бы по поручению канцлера некое высокопоставленное лицо направилось в Голландию, чтобы оттуда перебраться в Лондон, а в Лондоне его не пожелали даже принять, и в грубой форме отказались выслушивать его «инсинуации». На следующий день те же издания заявляют, будто князь фон Бюлов (рейхсканцлер Германской империи в 1900-1909 гг.), который в действительности находится в Люцерне, поехал в Испанию, а затем в США, чтобы просить короля Альфонса XIII и президента Вильсона выступить посредниками и передать английскому, французскому и российскому правительствам условия немедленной капитуляции Германии. И более того, в официальных источниках союзников [по Антанте], и в тех изданиях, которые перепечатывают их заявления, появилась информация, будто был даже обнаружен документ с засекреченными конфиденциальными инструкциями, который вез этот сиятельнейший дипломат. Документ гласит, что Германия хочет оставить за собой Польшу, зато готова отдать Константинополь русским, при условии, что Турция получит Египет в качестве компенсации. Тем, кто берет на себя смелость кормить весь мир подобными слухами, скромности не занимать. А вот с точностью все обстоит несколько хуже. Эти люди готовы, и глазом не моргнув, запросто перекроить под свои нужды карту Европы, а заодно и Африки, и Азии. Подумаешь, отдать России или Турции территорию в 20-30 тысяч километров квадратных! Достаточно отправить телеграмму в агентство Рейтер, и все, дело сделано, не к чему скупиться.
Все это делается, чтобы заставить страны, сохраняющие нейтралитет, поверить, что силы Германии на исходе, что Германия хочет мира любой ценой и готова пойти на любые жертвы, чтобы подписать мир.

Газета ABC от 10 декабря 1915 года
Газета ABC от 10 декабря 1915 года
Noredeutschen Allgemeinen Zeitung повторяет без конца, что руководство Империи не только не совершало подобных действий, но, напротив, готовится, согласно разработанному плану, объявить все страны, поднявшие белый флаг, врагами Германии и противниками в войне. Мы считаем, что сотрудники всех этих изданий зря стараются. Ни один человек, способный хладнокровно и трезво оценить текущую ситуацию, ни за что не поверит, будто Германия хочет, как можно скорее подписать столь зыбкий и ненадежный мир, ведь это был бы и не мир вовсе, а скорее перемирие, за которым вскоре непременно последовал бы новый акт военной драмы. Германии удалось уберечь свои национальные территории от ужасов войны. Германия оккупировала многочисленные провинции стран-противниц. Германия постоянно и неизменно воюет на остальных театрах военных действий. Разве всего этого не достаточно, чтобы понять, что Германии хватает сил? И кто тогда поверит, что Германия молит своих врагов о пощаде? Что Германия сдалась на милость Бельгии? Кто отважится всерьез заявить, что Германия просит у Франции разрешение убраться с захваченных территорий?
Чтобы окончательно убедиться в полной безосновательности подобных заявлений, время от времени поступающих из Парижа и Лондона, достаточно посмотреть на то, что думает и как себя чувствует немецкий народ. Это правда, немцы хотят, чтобы война закончилась. Матери плачут по своим сыновьям, дочери — по своим отцам, жены — по мужьям. Им больно от разлуки с родными и от осознания трагедии, постигшей народ каждого из воюющих государств. Но никогда, ни разу немецкий народ не шел против своих правителей и не требовал от них заключить позорный мир на невыгодных условиях. Никто не отрицает, народ Германии изможден затянувшейся войной. Но разве найдется среди воюющих стран хотя бы одна, чей народ не изможден? После 16 месяцев войны конца этой драмы ждут в Англии, ждут во Франция и везде, где матерям приходится отправлять своих сыновей на фронт. Но если у кого-то и остались силы, так это у Германии, потому что немцы видят плоды своих усилий.

Газета ABC от 10 декабря 1915 года
Газета ABC от 10 декабря 1915 года
В Германии понимают, что попытка поспешно заключить мир только подорвала бы боевой дух, свела бы на нет радость от завоеванных побед, а противнику придала бы храбрости. И когда французы повторяют вслед за мсье Брианом, а англичане за мистером Асквитом [премьер-министром Великобритании] и клянутся, что готовы сражаться до победного конца, немцы сплачиваются вокруг своих правителей, которые говорят то же самое. И надо полагать, что даже в самой Англии и самой Франции оптимизм политиков порой встречают со скептической улыбкой, потому что трудно верить обещаниям побед после стольких поражений. Сколь красноречиво бы политики не рассуждали о том, что окончательная победа уже совсем рядом, и осталось только ее взять, возможно им не удастся убедить своих соотечественников, потому что удача до сих пор улыбалась Германии. При этом нет ничего проще, чем поддерживать неослабевающий энтузиазм немецкого народа, который уже тысячу раз имел возможность убедиться в том, что часть данных ему обещаний уже исполнена или вот-вот будет исполнена.
Самое странное, что именно враги Германии все время говорят о мире, пусть даже за тем, чтобы заявить о своей готовности воевать дальше. Разве это не признак того, что они приписывают противнику свои собственные желания, свою усталость и отчаянье, и никакого изнеможения, о котором они говорят, просто не существует. От успешной работы сил у работника только прибавляется, в то время как постоянные неудачи выматывают человека и лишают его всякой веры в себя. Народ Германии полон сил, его противники — на исходе.
Антонио Аспейтуа, Берлин, ноябрь 1915 года
Официальные заявления короля Константина: «они забыли, что я король Греции»
В продолжение мы приводим текст заявления греческого монарха корреспонденту The Times в Афинах.
Монарх выразился следующим образом: «Я глубоко опечален теми нападками, которым я подвергся, и сомнениями в чистоте моих помыслов и намерений. Кажется, англичане забыли, кто я такой, забыли, что я король Греции, и что на меня возложена великая ответственность. Моя жизнь — служение Родине, и я выступаю за сохранение нейтралитета. Все мое внимание, все мои мысли, полностью сосредоточены на Греции, которая еще не оправилась от двух военных кампаний. В обеих мы одержали победу, но еще не зажили раны, нанесенные войной. Я желаю оградить свою страну от опасностей новой войны. Мы возьмемся за оружие только в том случае, если само существование Греции окажется под угрозой, или если будем твердо уверены, что цель может полностью оправдать неизбежные жертвы». <...>
Перевод с испанского Якова Подольного
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости