Новости – Пресса












Пресса
Le Petit Parisien: эрцгерцог был предупрежден об опасности

Передовица газеты Le Petit Parisen от 29 июня 1914 года.
Наследник австрийского престола эрцгерцог Франц-Фердинанд и его супруга были убиты вчера в Сараеве
28 июня, 2014 07:02
8 мин
Le Petit Parisien
Понедельник, 29 июня 1914 года, Париж. Эрцгерцог Франц-Фердинанд, наследник австрийского престола и племянник императора, и его супруга, герцогиня Гогенберг, были убиты вчера в Сараеве, столице Боснии и Герцеговины. Это преступление породило сильное беспокойство.
Утром [28 июня] были совершены два покушения на жизнь племянника и племянницы австрийского монарха. Первое покушение привело к жертвам среди толпы и свиты монарших особ. Второе стоило им жизни.
Можно ли говорить о мести славян в отношении эрцгерцога, который слыл славянофобом и мечтал о великой Австрии, построенной, в частности, на покорении сербов и черногорцев и господстве над ними? Весьма вероятно.
После приема в своей богемской резиденции, замке Конопиште [неподалеку от Праги], кайзера Германии Вильгельма II и главы германского флота адмирала Тирпица, эрцгерцог Франц-Фердинанд прибыл в Боснию для того, чтобы присутствовать на военных маневрах и сопровождать свою супругу на целебные воды городка Илиджа [пригород Сараево]. Согласно официальным сообщениям, в Боснии наследнику престола был оказан восторженный прием. Но не вызывает сомнения и то, что со времени аннексии Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией в 1908 году существовало ярко выраженное недовольство среди славян и турецкого населения провинции. Именно эрцгерцогу приписывали главную роль в принятии этого решения [аннексии], кардинально изменившего судьбу боснийцев.
Трудно точно оценить роль, которую в последние годы играл Франц-Фердинанд. Однако его влияние в Вене становится весьма значительным, начиная с 1908-1909 года, то есть в период, когда Австро-Венгрия столкнулась с большими трудностями на Балканах. Многие министры, будь то главы внешнеполитического ведомства (графы фон Эренталь и фон Берхтольд) или военные чины (военный министр фон Кробатин, генерал Конрад фон Хетцендорф и глава морских сил адмирал Хаус), были его личными друзьями. Эрцгерцог лично поучаствовал в их карьерном продвижении.
Во время балканской войны 1912-1913 года именно он яро выступал за увеличение концентрации войск на границах империи с Сербией, Черногорией и Россией. Говорят, что он был сторонником безотлагательной войны, а [германский император] Вильгельм II его всячески в этом сдерживал. В общем, он не был сторонником мира. Говорят даже, возможно, совершенно справедливо, что во время вторжения сербов в Албанию зимой 1912-1913 года эрцгерцог ожесточенно спорил с императором [Францем-Иосифом], своим дядей, занимавшим гораздо более умеренную позицию.
Но за этими спорами последовало примирение. В последние месяцы, особенно после болезни Франца-Иосифа, вызывавшей реальные опасения за его здоровье, Франц-Фердинанд все больше и больше становился реальным вдохновителем австро-венгерской политики. Именно он склонил дядю-императора к тому, чтобы энергично поддержать короля Албании. Именно он стал наращивать военно-морскую мощь, рискуя рассердить итальянцев. В то же время, во всех официальных мероприятиях он показывался с женой, хотя та не была королевской крови.
Этой весной Франц-Фердинанд отправился в Лондон. Он также часто общался с Вильгельмом II, у которого гостил и которого сам охотно принимал у себя.
Что ж, отныне наследником австрийского трона является Карл-Франц-Иосиф, сын эрцгерцога Отто, племянник Франца-Фердинанда и внучатый племянник императора Франца-Иосифа.
Убийство Франца-Фердинанда стало еще одной трагической кончиной в череде смертей, постигших династию Габсбургов. Оставшись почти в одиночестве, восьмидесятичетырехлетний Франц-Иосиф – император на протяжении вот уже шестидесяти шести лет – восседает на руинах своего Монаршего дома. Он пережил смерть некоторых его членов в ужасных драмах; другие умерли своей смертью; третьи, будучи замешанными в скандалах, омрачили его старость. Именно потому, находясь в глубокой скорби, он дал согласие на столь больше количество морганатических браков, претивших его строгому консервативному нраву (морганатический брак — брак между лицами неравного положения, при котором супруг или супруга более низкого положения не получает такого же высокого социального положения — Ред.).
Описание двух покушений
Сараево, 28 июня. Когда эрцгерцог Франц-Фердинанд и его жена, герцогиня Гогенберг, направлялись в городской совет, где был запланирован торжественный прием, в их автомобиль была брошена бомба. Граф Боос-Вальдек и адъютант наследника престола, подполковник Мерицци, которые находились в следующей за монаршими особами машине, были легко ранены. Ранения разной степени тяжести получили одиннадцать человек в толпе.
Нападавшим был работник типографии из города Требине Неделько Чабринович, двадцати одного года от роду. Сразу же после покушения он прыгнул в реку Мильяка с целью скрыться. Полицейские и несколько горожан пустились за ним в погоню и в скором времени его догнали.
Позже на месте, где была взорвана первая бомба, была обнаружена и вторая, но не использованная. Вскоре состоялось и второе покушение.
Эрцгерцог вместе с супругой побывал на торжественном приеме в городском совете. Затем они продолжили поездку по городу на автомобиле и отправились [в больницу] осведомиться о состоянии раненых. Машина ехала по набережной Апелляционного суда; на углу проспекта Франца-Иосифа водитель должен был затормозить. И тут появился девятнадцатилетний студент Гаврило Принцип, родившийся в боснийском городке Обляй, который выпустил несколько пуль из своего браунинга в автомобиль принца-наследника. Эрцгерцогу пуля попала в лицо, герцогиня Гогенберг была ранена в живот. Отвезенные в близлежащий конак [дворец богатого горожанина], они скончались от ран до того, как им успели оказать хоть какую-то помощь.
Исполнитель второго покушения также был арестован. Гаврило Принцип сознался в том, что давно вынашивал планы убить несколько высокопоставленных персон из националистических соображений. В этот день он ожидал кортеж наследника престола на набережной Апелляционного суда, и когда автомобиль свернул на проспект Франца-Иосифа, он осуществил свой замысел. Принцип также добавил, что, увидев в автомобиле герцогиню Гогенберг, он на секунду поколебался, но уже через мгновение решился стрелять в обоих их револьвера. Он отрицает наличие сообщников покушения. Арестованный двадцатиоднолетний типограф Неделько Чабринович в свою очередь заявил, что также действовал в одиночестве.
Как погибли жертвы
Вена, 28 июня. La Nouvelle Presse Libre сообщает следующие детали сараевской трагедии: в здании ратуши муниципальный совет во главе с бургомистром организовал прием эрцгерцога и его супруги. Бургомистр собирался произнести заготовленное приветственное слово, но эрцгерцог его опередил, громко сказав: «Господин бургомистр, прибываешь к вам в Сараево с визитом, а в тебя кидают бомбу, это недостойно!». После некоторой паузы, он добавил: «Что ж, а теперь Вы можете говорить».
Таким образом, бургомистр произнес свою речь, эрцгерцог ему что-то ответил. Присутствующая публика, узнавшая о случившемся [первом] покушении, осыпала наследника престола бурными аплодисментами.
После получасового приема в городском совете, эрцгерцог изъявил желание поехать в военный госпиталь, куда разместили раненого бомбой подполковника. Когда автомобиль Франца-Фердинанда был на углу проспекта Франца-Иосифа и улицы Рудольфа, человек по имени Гаврило Принцип, серб по национальности, показался из толпы и быстро выпустил две пули из своего револьвера. Первая пуля пробила корпус автомобиля и попала в живот герцогини с правой стороны; вторая пуля настигла эрцгерцога, угодив ему в горло и пробив сонную артерию. Герцогиня без чувств упала на колени супруга. Через несколько секунд и эрцгерцог потерял сознание. Автомобиль спешно направился в конак. Помимо эрцгерцога с супругой, в автомобиле находились командующий региональным армейским корпусом и граф Гаррах, который был за рулем, а также глава военного кабинета эрцгерцога, полковник Бардольф и еще один высокий чин.
Эрцгерцог был предупрежден об опасности
Рим, 28 июня. В дипломатических кругах сараевская драма вызвала скорее ужас, нежели подлинное удивление. На самом деле, все понимали, что большие австрийские военные маневры в Боснии, организованные так скоро после балканского кризиса, раздражали пансербские круги данного региона, которые рассматривали эти маневры, справедливо или нет, как спланированную провокацию. Многие уверяют, что эрцгерцог не мог не знать об этом недовольстве, тогда как некоторые советники уговаривали его не вести себя вызывающе, откладывая на несколько месяцев его поездку в Сараево. Но эрцгерцог поступил по-своему, пойдя навстречу опасности.
«Ничто меня не щадит», — сказал император Франц-Иосиф
Ишль, 28 июня. Когда императору доложили о покушении, он начал плакать и произнес, осунувшись: «Ужасно! Ужасно! На этой земле ничто меня не щадит!». Затем монарх удалился в свои покои. Все церемонии и театральные представления тотчас же были отменены. Завтра [29 июня] он отправится в Вену.

Передовица газеты Le Petit Parisen от 29 июня 1914 года.
Передовица газеты Le Petit Parisen от 29 июня 1914 года.
Настроения в Сараево
Сараево, 28 июня. Как только в городе стало известно о покушении, все флаги были приспущены. Траур охватил все социальные слои города. Руководство Ландтага тут же направило телеграмму в императорскую канцелярию. В ней депутаты заверяют императора «в скорби и почтении, вызванных у населения отвратительным преступлением, а также в непоколебимой верности и преданности народа правящей династии». Муниципальный совет собрался на заседание в четыре часа пополудни и отменил заседание в знак траура. Заседание Ландтага было намечено на пять часов, но также было отменено в знак скорби. Порядок и спокойствие царят во всей стране.
Город, где случилась трагедия
Сараево, где эрцгерцог Франц-Фердинанд и его супруга частенько бывали после аннексии Боснии Австрией, расположен в долине реки Мильяка. Этот город очень живописен, ему удалось сохранить облик старинных восточных городов. В нем можно насчитать не менее сотни мечетей, чьи отважные минареты грациозно врезаются в почти всегда ясное небо. Население Сараево насчитывает 38.000 человек, 3.000 из которых – служащие военного гарнизона, а 18.000 – магометане. Город построен на склоне холма, многочисленные сады придают ему особую свежесть и цвет. Воды городка Илиджа, которые так любил посещать эрцгерцог, расположены всего в семи километрах от города.
Карьера покойного эрцгерцога
Эрцгерцог Франц-Фердинанд родился в Граце [Австрия] 18 декабря 1863 года. Ему был пятьдесят один год.
Вплоть до трагической гибели кронпринца Рудольфа (30 января 1889 года) эрцгерцог Франц-Фердинанд не давал поводов для разговоров о себе, да и затем до 1898 года он был весьма неприметным наследником трона, ведь из-за своего слабого здоровья наибольшую часть времени он проводил в своих угодьях в провинции или на лечебных курортах. Более того, он не раз выражал императору свое желание отказаться от права на престол.
В 1898 году, едва восстановив свое здоровье, он вновь напомнил Францу-Иосифу о своем нежелании однажды взойти на трон и заявил в придачу, что хотел бы жениться на графине Софии Хотек, придворной даме эрцгерцогини Изабеллы. Поначалу император воспротивился этому союзу, поскольку он планировал выдать за своего племянника эрцгерцогиню Стефанию, вдову эрцгерцога Рудольфа, которая позже (22 марта 1900 года) вышла замуж за венгерского графа Элемера Лоньяйя. Но, несмотря на многочисленные перемены и обязательные поездки по стране, за два прошедших года эрцгерцог не изменил своих намерений. В конце концов, Франц-Иосиф дал согласие на брак при условии, что Закон о престолонаследии Императорского дома Австрии (Hausgesetz) будет соблюден. Это условие означало, что дети эрцгерцога Франца-Фердинанда от морганатического брака [с Софией Хотек] не смогут быть претендентами на наследование престола.
Свадьба эрцгерцога Франца-Фердинанда с графиней Софией Хотек была отпразднована 1-го июля 1900 года в Рейхштадте, в Богемии. По этому случаю Франц-Иосиф пожаловал графине – ей самой и ее наследникам – титул принцессы Гогенберг.
Три дня назад (28 июня) эрцгерцог должен был торжественно отказаться, в венской резиденции Хофбург, от права своих детей на трон. В начале церемонии император произнес следующую речь:
— Я пригласил на это торжественное мероприятие членов моего Семейства, тайных советников и министров, поскольку заявление, которое я собираюсь сделать, имеет важнейшее значение для Австрийского монаршего дома и для самой Монархии. Находясь в постоянной заботе о благополучии моего Семейства и проявляя мою любовь к племяннику [Францу-Фердинанду], я дал согласие на его брак с графиней Софией Хотек. Графиня Хотек имеет благородное происхождение, но ее род не обладает таким же положением, как наш Монарший дом. Поскольку признанными считаются только браки с представительницами семейств того же положения, что и наше, следовательно, брачный союз с графиней Хотек является морганатическим союзом, а дети, рожденные в этом браке с Божьей милостью, не могут обладать правами членов Дома эрцгерцогов. По этим причинам Его Высочество эрцгерцог сейчас принесет торжественную присягу в том, что он признает все вышесказанное относительно брака, а именно что данный брак является морганатическим со всеми вытекающими последствиями, то есть этот союз заключается между неравными по положению особами, а дети, рожденные в нем с Божьей милостью, не смогут обладать тем же положением [что Монарший дом Габсбургов].
В Венгрии, где в конституционном праве понятие морганатического брака отсутствует, понадобилось принятие специального закона для того, чтобы исключить возможность занятия трона Святого Иштвана [трон венгерских королей] супругой и детьми эрцгерцога. Поначалу после свадьбы, эрцгерцог избегал частых и длительных посещений своего венского дворца Бельведер. Он предпочитал жить с семьей в замке Конопиште, в Богемии, где он был несколько освобожден от следования строгому испанскому этикету, всегда использовавшемуся при дворе Габсбургов. Эрцгерцог, обожавший свою жену и детей, не мог терпеть страданий, которые ему причиняли запреты, существовавшие в соответствии с этим этикетом: его жена и дети не могли занимать места в монаршей ложе в театрах и даже не имели права находиться в машинах Императорского дома для совершения прогулок. Но в последние годы, когда эрцгерцог начал играть более значимую публичную роль, некоторые трудности исчезли. Герцогиня Гогенберг пользовалась расположением Франца-Иосифа, который доверял ей дела по устройству двора. Франц-Фердинанд теперь жил по преимуществу в Вене, если не совершал инспекционные визиты в провинцию. Ни одно большое совещание, военное или дипломатическое, не обходилось без его участия. Он прослыл, справедливо или нет, консерватором и сторонником демонстрации силы во внешней политике.
В Богемии Франц-Фердинанд был любим и популярен, поскольку там, в особенности после женитьбы на чешской графине Хотек, рассчитывали, что он объединит не только короны Австрии и Венгрии, но и корону святого Вацлава. Во всех других краях Австро-Венгрии настроения были, скорее, сдержанными. Так, мадьяры (за исключением, может быть, небольшой группы церковников) не доверяли наследному принцу и выражали свое недоверие открыто, поскольку эрцгерцог редко появлялся в Венгрии. Притом его упрекали в недостаточно хорошем владении венгерским языком.
Новый принц-наследник. Эрцгерцог Карл и принцесса Цита
Эрцгерцог Карл имеет непринужденный и элегантный вид. Он весел и жизнерадостен, а его галантность широко известна. Будучи начальником штаба 7-го пехотного полка, он прекрасно образован в военном деле. Его образованием занимались прославленные генералы, такие как граф фон Валлис и князь Лобковиц. Он также был обучен управлению государственными делами. Новый наследник престола владеет четырьмя языками: немецким, чешским, венгерским и французским. Его супруга принцесса Цита, которой двадцать два года, младше на пять лет своего мужа. Она внучка герцогини Беррийской и внучатая племянница графа де Шамбора, дочь герцога Пармского и инфанты Португалии Марии-Антонии.
Телеграмма господина Пуанкаре
Как только господин Пуанкаре, президент Французской Республики, узнал о случившем в Сараеве покушении, он незамедлительно отправил телеграмму с выражением соболезнований императору Австрии.
Трагические смерти членов Монаршего дома Австрии
Император Франц-Иосиф пережил трагическую гибель своего сына эрцгерцога Фердинанда, ставшего императором Мексики под именем Максимилиан I и расстрелянного в Керетаро 19 июня 1967 года. Своего сына эрцгерцога Рудольфа, убитого 30 января 1889 года во время праздника в охотничьем замке Майерлинг. Своей супруги императрицы Елизаветы, убитой в Женеве 10 сентября 1898 года анархистом Луккени. Своего племянника эрцгерцога Франца-Фердинанда и его морганатической супруги, убитых в Сараеве 28 июня 1914 года.
Перевод с французского Сергея Федюнина
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости