Новости – Фото
Фото
Крылья Первой мировой
Самолеты и цепеллины
25 августа, 2014 15:00
15 мин
Со времен первобытного общества люди мечтали подняться в небеса. Древнегреческий миф о Дедале и Икаре манил изобретателей казавшейся несбыточной мечтой. Однако в самом начале XX века двум американцам братьям Райт удалось воплотить эту мечту в жизнь - создать первый в мире самолет с двигателем. К 1914 году авиационная промышленность во многих странах добилась выдающихся успехов, а первые летные школы привлекали молодых романтиков европейских государств. Первая мировая война нашла древней мечте смертоносное применение - небеса стали ареной ожесточенных боев, с них же бомбардировщики несли смерть живому на земле. Русская Планета вспоминает первых романтиков-рыцарей неба Первой мировой войны, эволюцию их боевых машин и все то, что связано с Первой мировой в небе.
Фото: Victor Kulikov collection. Morane Saulnier type G - одноместный многоцелевой самолет: разведчик, истребитель. На Военном конкурсе аэропланов по результатам конкурса самолет был принят на вооружение Русской армии. Россия, 1913 год.
Аэропланы Morane Saulnier type G и type L (различавшиеся местом установки крыла - на Моране G крыло проходило через фюзеляж, а на Моране L оно находилось над ним), сконструированные французской фирмой "Акционерное общество самолетов Моран-Солнье" перед самым началом войны, стали одними из первых успешных истребителей стран Антанты первого этапа Первой Мировой. Именно на самолете этой модели летал русский летчик-герой Петр Нестеров. В России этот самолет массово использовался не только как истребитель и разведчик, но и как легкий бомбардировщик. Эти простые и надежные самолеты прослужили до 1920-х годов.
Фото: Imperial War Museums. Самолеты Albatros D.III и D.V из эскадрильи Jasta 11 на аэродроме Ла Брайль под Дуэ. Франция. Самолет командира эскадрильи Манфреда фон Рихтгофена стоит вторым
Первые модификации этого биплана поступили на вооружение германской армии в 1916 году и сразу же заслужили репутацию одного из самых успешных истребителей Первой мировой. Оснащенный мощным, 160-сильным двигателем Мерседес и двумя пулеметами "Шпандау" Альбатрос превосходил все другие истребители, состоявшие на вооружении на тот момент. Именно на нем летали известнейшие асы войны «Красный Барон» немец Манфред фон Рихтгофен и австриец Годвин. Появление этого самолета привело к очередному разгрому англо-французских ВВС, получившему название «Красный Октябрь». Самолет был настолько совершенен, что немецкие пилоты могли позволить себе раскрашивать свои машины в яркие цвета, не думая о маскировке. В результате эскадрилью Рихтгофена Jasta 11 прозвали "Летающим цирком", за "клоунский" вид большинства самолетов.
Фото: Библиотека Конгресса США. Моноплан Nieuport 10
Этот самолет широко применялся французскими ВВС в первые годы войны. Благодаря удачной конструкции послужил прототипом для целого семейства союзных истребителей. В самолете удачно сочетались серьезное вооружение и высокая маневренность.
Фото: Imperial War Museums. Двухместный моноплан Fokker M.5
Этот самолет стоял на вооружении австро-венгерских и германских вооруженных сил в самом начале войны. Он не был приспособленный для воздушных боев и использовался преимущественно для разведки. Тем не менее, удачная базовая конструкция самолета позволила ему стать основой для первого германского истребителя Fokker E.I.
Фото: Библиотека Конгресса США. Джованни Капрони (в центре) и самолет Caproni Ca 4 производства основанной им компании Società Caproni e Comitti. 1917 год
Второй страной после России, принявшей на вооружение многомоторные бомбовозы, стала Италия. Бомбардировщики Caproni отличались очень своеобразной и ажурной конструкцией, которая была фирменной чертой авиаконструктора. Не смотря на хорошие показатели грузоподъемности и наличие бронезащиты некоторых членов экипажа (впервые в авиационной практике), этот самолет уступал по основным характеристикам русскому «Илье Муромцу». Некоторые самолеты несли сильное вооружение из нескольких пулеметов и 37-мм пушки. Правда это сильно снижало бомбовую нагрузку. Несколько из этих самолетов сохранились в музеях до наших дней.
Фото: Agence Rol / Gallica.bnf.fr / Bibliotheque nationale de France. Aviatik D.1 приземлившийся неподалеку от Кале, Франция, 6 сентября 1915 года
Первый серийный австро-венгерский истребитель оригинальной разработки. Отличался хорошей управляемостью, высокой маневренностью и отменными условиями работы лётчика. В то же время был у машины и ряд серьезных недостатков: склонность мотора к перегреву, ненадёжная работа синхронизатора пулемётов на низких и высоких оборотах двигателя, приводившая к повреждению воздушного винта, неудачное расположение самих пулемётов, находившихся вне досягаемости для пилота, из-за чего он не мог устранить даже мелкие неполадки. Не смотря на это, самолет массово использовался австрийцами и немцами, а пилоты стран Антанты высоко ценили его летные качества. Этот самолет был частым противником русских летчиков, при этом до середины войны он был самым совершенным самолетом на Восточном Фронте. Не смотря на это, на счету многих русских асов было по несколько таких машин.
Фото: Victor Kulikov collection. «Spad-VII» французской постройки на вооружении Русской армии. Самолет принадлежал летчику 3 Боевой Авиагруппы и был захвачен немцами под Минском 29 октября 1917 года
В феврале 1916 года во Франции начался конкурс по созданию нового истребителя, который мог бы превзойти доминировавшие тогда в воздухе немецкие самолеты. Его победителем стала авиационная фирма "Сосьете Провизуар дез Аэроплан Депердюссен", представившая высокоскоростную, прочную и простую в управлении машину. В пикировании пилоты могли ее разгонять до невероятных для того времени скоростей. Спад-ы завоевали популярность у летчиков стран Антанты. Почти все лучшие французские асы летали и одержали большинство своих побед на этих самолетах, а ас Фонк Рене Поль установил на своем самолете мощнейшее по тем временам вооружение - 37-мм пушку. Кроме этого на Спадах летали американские и бразильские добровольцы. Для российской армии эти самолеты строились по лицензии на московском заводе Дукс. Лучший русский ас Александр Николаевич Козаков долгое время летал на таком самолете и одержал на нем несколько побед.
Фото: San Diego Air and Space Museum Archive. Самолет Илья Муромец (тип Б) на поплавках в акватории Либавской военно-морской базы на Балтийском море. На самолете установлены разные двигатели - внутренние двигатели – 200-сильные
Это морской вариант уникального четырёхмоторного цельнодеревянного биплана, выпускавшегося в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в 1913-1918 гг. Всего было собрано около 80 воздушных кораблей. На начало войны это был лучший бомбардировщик. К концу войны уровень производства катастрофически упал и последние выпущенные самолеты уступали по характеристикам даже самым первым. На самолёте был поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. В годы войны все "Ильи Муромцы" были объединены в Эскадру Воздушных Кораблей и приняли активное участие в боях. При этом в боях с вражескими аэропланами был потерян всего один самолет, который в последнем бою встретился более чем с 20 самолетами врага и уничтожил как минимум пять из них. Осенью 1915 года с "Ильи Муромца" была сброшена самая на тот момент бомба весом в 410 кг.
Фото: Imperial War Museums. Биплан Sopwith Camel во время посадки на воду
Поступивший в войска летом 1917 британский истребитель-биплан Sopwith Camel оказался удачной и маневренной машиной, позволившей летчикам стран Антанты дать противнику достойный отпор. Из-за обтекаемого горба на фюзеляже, закрывавшего пулеметы, он получил прозвище «Верблюд». Одним из преимуществ этого самолета была его высокая боевая живучесть, поскольку все основные жизненно важные элементы конструкции были скомпонованы в носу фюзеляжа и занимали всего 2 метра от его длины, что снижало зону эффективного поражения самолета для вражеского огня. Но главным достоинством "Верблюда" была его потрясающая маневренность, частично обусловленная особенностью двигателей той эпохи – ротативный (вращающийся) двигатель создавал сильный гироскопический эффект, который позволял выполнять очень быстрые повороты вправо (поворот влево же был очень затруднен, и пилоты предпочитали вместо выполнения разворота влево на 90 градусов развернуться вправо на 270 градусов, поскольку это было быстрее). Высокие летные качества позволили использовать эти самолеты с первых эрзац-авианосцев - авиационных лихтеров и переоборудованных крейсеров.
Фото: Victor Kulikov collection. Nieuport 24 - одноместный истребитель-биплан
Французский истребитель конца войны - конечный результат развития модели Nieuport 10. По сравнению с предыдущими самолетами серии у этой модели были значительно повышены аэродинамические качества и маневренность.
Фото: Imperial War Museums. Немецкий одноместный моноплан Albatros Taube.
Этот многоцелевой самолет был разработан немецким конструктором Игорем Этрихом в 1910 году. Его отличала оригинальная конструкция крыла, напоминающая перья птицы. Сборка и доработка самолетов Taube продолжались до конца 1914 года. Из-за невозможности установки пулемета самолет использовался как разведывательный и связной.
Фото: Imperial War Museums. Fokker E.I. с двигателем объёмом 100 л.с.
Первый полноценный немецкий истребитель-разведчик, сконструированный Энтони Фоккером. Благодаря синхронизированному пулемету мог вести огонь прямо по курсу без опасности повредить пулями лопасти, что для первых самолетов представляло большую проблему. Появление этого самолета привело к огромным потерям в ВВС стран Антанты летом 1915 года, которое получило название «Бич Фоккера».
Agence Meurisse / Gallica.bnf.fr / Bibliotheque nationale de France. Цеппелин 472 во Франции
На начальном этапе Первой мировой войны самым грозным летающим оружием считались германские Цеппелины - дирижабли жесткой конструкции, наполненные водородом либо гелием и снабженные авиадвигателями с пропеллерами. Именно они в начале 1915 года совершили первые бомбардировочные налеты на английские города. Подобные дирижабли, но в меньших количествах, производились также в Англии и Франции. К 1917 году с развитием самолетостроения потеряли свое особое боевое значение.
Фото: Agence Rol / Gallica.bnf.fr / Bibliotheque nationale de France. Последствия бомбардировки Лондона
Бомбардировки Лондона, осуществленные в начале 1915 года германскими цеппелинами, стали шоком для английского общества. Несмотря на относительно небольшое число жертв, они вызвали огромный психологический эффект, продемонстрировав оружие, способное без разбора поражать гражданские и военные цели с недосягаемой для противника высоты.
Фото: Imperial War Museums. Школа пилотов в Оксфорде. Самолет посередине - Sopwith Camel
Начавшаяся война продемонстрировала огромный потенциал боевой авиации. Однако к ее началу воюющие страны не успели подготовить необходимого количества пилотов, наивно полагая, что гибель летчика в бою будет исключительным случаем. Ход боевых действий доказал обратное, и в скором времени во всех воющих государствах открылись летные школы.
Фото: Imperial War Museums. Манфреду фон Рихтгофену помогают облачиться в свою летную форму: толстый плащ, шапку и меховые унты
Лучший ас Первой мировой войны, сбивший 80 самолётов противника. Широко известен по прозвищу «Красный барон», которое получил благодаря выкрашенному в красный цвет фюзеляжу своего самолета. Погиб в воздушном бою в апреле 1918 года.
Фото: Imperial War Museums. Жорж Гинемер в своей машине
Самый именитый французский лётчик-истребитель Первой мировой войны сбил 53 самолёта противника, хотя и сам был сбит 7 раз. Погиб предположительно 11 сентября 1917 года в воздушном бою во Фландрии. Его самолет и тело так и не были найдены. Известие о гибели Гинемера было воспринято во Франции как национальное горе.
Фото: Deutsches Bundesarchiv. Гюнтер Плюшов (справа)
Германский летчик-герой, пилот единственного самолета германского гарнизона в китайском городе-крепости Циндао. Во время осады японскими войсками в августе-ноябре 1914 года на самолете «Таубе» совершал регулярные разведывательные и бомбардировочные вылеты. Сбрасывая самодельные бомбы, ему удавалось отвлекать силы противника от наземных операций, и для борьбы с ним японцам потребовалось включить в состав артиллерийских батарей зенитные орудия.
Фото: Imperial War Museums. Эдвард Мэннок
Самый результативный лётчик-ас военно-воздушных сил Великобритании, сбивший 73 самолета. В июле 1918 года, возвращаясь с очередного задания, Мэннок был сбит ружейным огнем с земли при пересечении линии фронта. Его именем названа 378-я эскадрилья Учебного корпуса ВВС Великобритании
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости