История
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – История
Русская планета

Лоскутная страна

Австрийский император Карл I Франц Иосиф, последний правитель династии Габсбургов, его супруга Цита Бурбон-Пармская и кронпринц Оттон Австрийский.
Почему именно Австро-Венгрия дала повод для Первой мировой войны
Павел Щелин
14 июля, 2014 20:38
14 мин
100 лет назад абсолютно никого не удивило, что формальный повод для начала Великой войны дали именно Австрия и Сербия — далеко не самые влиятельные европейские державы, вступившие далеко не в самый принципиальный конфликт. Хотя все прекрасно понимали, а некоторые говорили об этом еще до выстрелов в Сараево, что истинные причины войны определялись политикой совсем других стран. «Эти три великие державы [Англия, Германия, Россия], три великих разбойника на большой дороге являются главными величинами в настоящей войне, остальные — несамостоятельные союзники», — писал в 1916 году Владимир Ленин. С этим вряд ли кто мог поспорить, впрочем, как и с тем, что и без «несамостоятельной» Австро-Венгрии вряд ли могло обойтись. Слишком тугой узел национальных, экономических, религиозных и социальных противоречий завязался в этой империи, и грех было одним из них не воспользоваться.
Откуда пошла земля австро-венгерская
К началу XX века Австро-Венгрия являлась второй по площади и третьей по численности населения европейской страной. История же ее началась в XI веке на территории нынешней Швейцарии. Именно там образовался дворянский род, которому было суждено стать одной из самых известных династий в истории.
Получив свое родовое имя по названию небольшого замка Габсбург, представители этой фамилии веками расширяли территории своих владений династическими браками и военной силой. В итоге к середине XIX века под властью австрийского скипетра жили не только немцы, но и чехи, словаки, венгры, поляки, украинцы, румыны, словенцы, хорваты, сербы и итальянцы. Такая этническая разнородность была итогом многовекового формирования империи на основе личных уний между Габсбургами и более мелкими княжескими домами. В результаты монарх объединял различные народы империи своей личной властью, не создавая, однако, из разрозненных народов единой нации. Такая модель, прекрасно работала в Средние века, но стала явно пробуксовывать в эпоху зарождающегося национализма.
Расширение владений Габсбургов.
Расширение владений Габсбургов.
Ключевой проблемой во внутренней политике тогда еще Австрийской Империи стал венгерский вопрос. Будучи вторым по численности народом империи, с богатейшей культурой и традициями политической независимости, венгры так и не смирились со статусом подчиненных. Считая, что вхождение венгерских земель в австрийскую империю стало результатом коварства австрийцев, воспользовавшихся слабостью венгров после турецких нашествий, венгры не прекращали борьбу за свою независимость. В 1848 году было поднято очередное восстание, настолько мощное, что подавить его своими силами Габсбурги не смогли. И только помощь русского царя Николая I, приславшего на подмогу экспедиционный корпус, спасла монархию от унизительного поражения. Однако проблема осталась.
Венгерский вопрос дамокловым мечом висел над австрийскими государственными деятелями, которые понимали, что без каких-либо изменений политической системы кошмар революции неминуемо повторится в будущем. В результате в 1863 году было принято решение о создании де-факто нового государства с неведомым до этого внутренним устройством. Имя этому государству — двуединая монархия Австро-Венгрия. Де-факто венгры получили статус второй после австрийцев титульной нации. Более того, земли империи были поделены на две территории — Цислейтанию и Транслейтанию, и последняя, включившая в себя территории Хорватии, Закарпатской Украины, Трансильвании и Южной Словакии, стали частью «земель венгерской короны». Удовлетворив, с одной стороны, амбиции венгерской элиты, новая модель запустила подрывные механизмы националистических движений.
Такие разные подданные
Территории, составляющие империю, отличались не только этническим разнообразием, но и принципиально разным уровнем экономического и социального развития. Что самое печальное для сторонников имперского единства, линии этих различий зачастую совпадали.
Премьер-министр Королевства Венгрия Иштван Тисса. 1892 год. Фото: Koller
Премьер-министр Королевства Венгрия Иштван Тисса. 1892 год. Фото: Koller
Наиболее развитые в индустриальном отношении земли находились на территориях современных Австрии и Чехии.  Причем, в чехов их экономический успех вселял веру в собственные силы и косвенно помогал тем интеллектуалам, которые продвигали идеи национальной независимости.
Восток страны — части современной Украины, Румынии — был представлен, по большей части, регионами с высокоразвитым сельским хозяйством, переполненными этническими противоречиями. Многообразие народов не было разбросано по нескольким континентам, как в Английской или Французской империях, и, более того, было сконцентрировано на гораздо меньшей территории, чем, например, в империи Российской.
Как ни парадоксально, но старая имперская монархическая модель гораздо дольше сдерживала центробежные силы, чем новая двуединая монархия. Долгое время этнические различия между подданными сглаживались их в целом унифицированным положением перед лицом имперской администрации. Однако, создав прецедент особого статуса венгров, империя отказалась от идеи этнической толерантности.
Венгерская нация — единая и неделимая
Восприняв свое новое положение как нечто должное, венгерские элиты начали процесс трансформации «земель венгерской короны» в полноценное национальное государство. Для этого был запущен процесс мадьяризации, который ожидаемо вызвал протесты со стороны невенгерского населения Транслейтании.
В 1868 году венгерский парламент, несмотря на бойкот со стороны немногочисленных румынских, сербских и украинских депутатов, принял закон о национальных меньшинствах, отрицавший их право на территориальную автономию. Взамен народам Венгрии была предоставлена законом возможность пользоваться родным языком в органах местного самоуправления, судах и церквях, получать на нем образование, создавать национальные культурные ассоциации. Самое же главное, что, согласно тому закону, все граждане Венгрии вне зависимости от их этнической принадлежности, должны были составлять «единую неделимую венгерскую нацию».
Отношение венгерской элиты к будущему страны было сформулировано Иштваном Тисой — человеком, которой стал премьер-министром Венгрии в годы Первой Мировой Войны. На одной из выступлений в Трансильвании он заявил: «Прежде всего все не венгры должны понять, что они являются частью национального государства — не конгломерата различных этнических групп, но государства, созданного и завоеванного одной нацией».
Австрийский писатель и драматург Роберт Музиль. 1930-е годы. Фото: Mondadori Portfolio / Getty Images / Fotobank.ru
Австрийский писатель и драматург Роберт Музиль. 1930-е годы. Фото: Mondadori Portfolio / Getty Images / Fotobank.ru
Вполне ожидаемая после таких слов попытка трансильванских румын добиться равного с венграми политического статуса состоялась в 1892 году. Тогда по инициативе Румынской национальной партии в Вену была направлена делегация из 300 человек с петицией, содержащей прошение о равенстве между румынами и венграми. Император петицию не поддержал, отправив её на рассмотрение в венгерский парламент. Там, так же ожидаемо, петицию отклонили, а в 1894 году 13 авторов петиции были осуждены за подстрекательство.
Пример трансильванских румын показал, что в рамках новой модели не работали как механизмы традиционной легитимности, основанной на личной преданности подданного монарху, так и легитимность национального представительства — по причине отсутствия такого. Попытка совместить старое и новое на основе компромисса только двух народов из всего имперского этнического многообразия создала лишь недовольство среди всех других народов по отношению к государству в целом. В результате, по меткому выражению австрийского писателя Роберта Музиля, получилась полная несуразица: «Две части страны, Венгрия и Австрия, подходили друг к другу, как красно-бело-зеленая куртка к черно-желтым штанам; куртка была сама по себе, а штаны были остатком уже не существующего черно-желтого костюма».
Нежелание венгерской элиты идти на компромисс дала толчок к появлению различных террористических групп на территории страны. Пример румын показал, что переговоры с венграми — не лучший способ для завоевания автономии, в то время как борьба с оружием в руках может принести успех. Радикальное подполье получило распространение почти на всей территории Балкан, и очень скоро к нему примешались интересы различных политических сил.
Балканский узел
На южной границе империи проживали три основные этнические группы — сербы, хорваты и боснийцы, причем сербы обладали особым положением ввиду наличия у них собственного государства. Сербские амбиции находили свое воплощение в идее «Великой Сербии», которая должна была объединить все южнославянские народы и стать самостоятельным фактором мировой политики на Балканах. Для Австро-Венгрии создание такого государства означало бы потерю всех южнославянских земель.
Карта Соединенных Штатов Великой Австрии, предложенная Аурелом Поповичем в 1906 году.
Карта Соединенных Штатов Великой Австрии, предложенная Аурелом Поповичем в 1906 году.
Однако далеко не все южнославянские народы стремились раствориться в сербском проекте. Хорватская и боснийская элиты, поначалу поддерживавшие сербские стремление к расширению независимости, к концу XIX века стала гораздо более скептичны. Более того, благодаря программе интенсивного экономического развития, проводившейся имперской администрацией, пребывание хорватских и боснийских земель в составе Австро-Венгрии стало финансово выгодно большей части их жителей. Вместе с тем, из-за политики индустриализации многие крестьяне были вынуждены покинуть свои земли. В силу исторических причин большинство сельского населения региона составляли сербы, и их экономические трудности были использованы радикальными сербскими националистами для распространения своей пропаганды.
В итоге на восточных границах империи переплеталось слишком много интересов. С одной стороны, были сербские элиты, стремившиеся претворить в жизнь свой имперский проект, не считаясь при этом особо с интересами других народов региона. Причем, в этих стремлениях Белград опирался на Российскую империю, которая видела в сербах естественных союзников. С другой стороны, хорваты и боснийцы оказались меж двух огней — не желая поддаваться политике мадьяризации, они в равной мере не стремились променять свой приниженный статус в Австро-Венгрии на такой же статус в новой Сербии.
Режим двуединой монархии не мог предложить эффективного решения накопившихся проблем. В столь многонациональном государстве существование лишь двух титульных наций не могло рано или поздно не привести ко взрыву. Требовалась полная перезагрузка имперской системы, одним из вариантов которой могла стать дальнейшая федерализация. Самое интересное, что такой проект действительно существовал и имел реальные шансы на воплощение.
Соединенные Штаты Великой Австрии
Наиболее логичным решением возникшего клубка противоречий было распространение особого статуса, дарованного империей венграм, на остальные народы двуединой монархии. В случае успеха было бы создано новое государство с одной из самых прогрессивных для того времени систем территориального устройства.
Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург эрцгерцог д’Эсте. Фото: Österreichische Nationalbibliothek / Bildarchiv Austria
Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург эрцгерцог д’Эсте. Фото: Österreichische Nationalbibliothek / Bildarchiv Austria
Проект был разработан юристом румынского происхождения Аурелом Поповичем и поддержан наследным принцем, по-другому — эрцгерцогом — Францем Фердинандом. Проект предполагал создание нового триединого государства (Австро-Венгрии-Славии) и образование 12 национальных автономий.
В случае успеха Габсбурги обеспечивали бы себе поддержку славянского населения империи, в особенности, чехов, словаков и сербов, которые, получив автономию по венгерской модели, скорее всего, отказались бы от борьбы за свержение Габсбургов. Для империи это был очень смелый шаг, и молодой наследник престола был готов пойти на него. Однако сама идея дальнейшей федерализации встретила ожесточенное сопротивление венгерской элиты, которая хотела особых прав и привилегий только для своего народа.
Премьер-министр Транслейтании Иштван Тиса заявил, что, «если престолонаследник вздумает осуществить свой план, я подниму против него национальную революцию мадьяр и сотру с лица Земли». Другой силой, почувствовавшей угрозу от нового проекта государственного устройства, стали радикальные сербские националисты. Полноценная автономия противоречила их идеям пан-славянства и привела бы к радикальному сокращению националистических настроений.
В итоге террористические группы — боснийская «Млада Босна» и сербская «Черная рука» — начали готовить покушения на австрийскую верхушку, выбрав одной из жертв Франца Фердинанда. Их членам, в том числе самому Гаврило Принципу, застрелившему эрцгерцога и его супругу, не было абсолютно никакого дела до сложных взаимоотношений Германии, России, Англии и Франции. Зато партиям «ястребов» в этих странах смерть австрийского эрцгерцога пришлась очень кстати, позволив, наконец, попытаться разрешить назревшие проблемы под благовидным предлогом либо защиты братьев-славян, либо наоборот, их «постановки на место».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
14 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ