Новости – Хроника












Хроника
Смерть под Ипром

Перевязочный пункт австралийских войск во время третьей битые при Ипре (Битва при Пашендейле). 1917 год. Фото: Imperial War Museums
10-16 июля: немцы применили новый смертельный «горчичный» газ
14 января, 2015 10:02
6 мин
В середине июля 1917 года мир узнал о появлении боевого отравляющего вещества нового поколения, которое вошло в историю как иприт — по названию бельгийского города Ипр, где его впервые применили германские войска. От других газов он отличался тем, что противогаз уже не давал гарантированного спасения. Иприт является веществом кожно-нарывного действия, и поражает человека не только при вдыхании или попадании, к примеру, в глаза, но и просто на кожу. Тем временем, в России продолжали бурлить политические страсти — в Петрограде большевики предприняли новую попытку захвата власти, а на фронте перешедшие было в наступление русские войска окончательно остановились из-за охватившей солдат эпидемии митинговщины.
Дипломатическая и общественная жизнь
16 июля в Петрограде начались антиправительственные беспорядки, инспирированные большевиками. Это была уже третья с их стороны попытка захвата власти. Главной ударной силой большевиков стал Первый пулеметный полк — самая большая часть петроградского гарнизона, в которой служили множество офицеров, придерживавшихся радикальных взглядов и переведенных из других соединений за несоответствие должности, некомпетентность и неповиновение. Благодаря этому большевикам удалось наладить в полку активную пропагандистскую работу и создать постоянно действующую ячейку из 30 человек.
Еще 3 июля полк получил приказ отправить на фронт 500 пулеметных расчетов. Временное правительство при этом действительно преследовало не только сугубо военные цели, но и рассчитывало, таким образом, очистить Петроград от наиболее разложившихся и представлявших особую опасность подразделений. Для большевиков же отправка этого полка на фронт означала потерю их ударной силы, в связи с чем они с удвоенной энергией принялись агитировать солдат уже под открыто антиправительственными лозунгами, призывая прекратить «империалистическую войну». В итоге значительная часть солдат и офицеров полка приказу об отправке на фронт не подчинилась, решив подготовить вооруженное выступление против Временного правительства. Делегаты полка были направлены и в Кронштадт, гарнизон которого находился под влиянием анархистов и еще с весны отказывался подчинятся Временному правительству. Как отмечал историк Ричард Пайпс, «ни одна страна даже с демократическими традициями не потерпела бы подобного призыва к мятежу во время войны».
Матросы-анархисты с готовностью поддержали инициативу пулеметчиков-большевиков, имея к Временному правительству свои счеты. После того, как анархисты разгромили тюрьму «Кресты» и из нее бежало более 400 уголовников, 2 июля власти силой выселили группу их активистов из самовольно захваченной дачи дворянского рода Дурново. При этом в стычке был застрелен один из лидеров анархистов Аснин и ранен другой — матрос Анатолий Железняков. Также были арестованы более 60 рабочих, солдат и матросов.

Анатолий Железняков (матрос Железняк). Фото: РИА Новости
Анатолий Железняков (матрос Железняк). Фото: РИА Новости
В результате после недолгих переговоров 15 июля руководство объединившихся анархистов-коммунистов решило на следующее же утро, опираясь на 1-й Пулеметный полк, призвать солдат гарнизона к восстанию.
По стечению обстоятельств, в этот же день 15 июля очередной кризис случился во Временном правительстве. В знак протеста против заключенного чуть ранее соглашения с Украинской Радой о предоставлении ей автономии в отставку ушли три министра, представлявших партию кадетов — Д. И. Шаховской, А. А. Мануйлов, А. И. Шингарёв. Прессе сообщили об этом 16 июля.
Историк В. Т. Логинов, считает, что из информации о правительственном кризисе рабочие и солдаты сделали свой вывод — о необходимости еще более решительных мер: «Если как следует нажать на «соглашателей» — власть перейдет к Советам [рабочих и солдатских депутатов, которые отнюдь не все симпатизировали большевикам]. Важно лишь не упустить момент. Может быть, столь определенно масса и не формулировала свою задачу, но вновь поднявшаяся революционная волна имела именно такой вектор движения».
Днем 16 июля на чрезвычайном заседании рабочей секции Петроградского Совета, куда фракция большевиков, в отличие от других партий, пришла в полном составе и получила временное большинство, соратники Ленина потребовали, чтобы Совет взял в свои руки всю полноту власти. Меньшевики и эсеры выступили категорически против и, в свою очередь, потребовали от большевиков помощи в предотвращении выступления 1-го Пулемётного полка. Большевики, естественно, отказались подчиниться, и тогда меньшевики и эсеры покинули заседание, дав своим оппонентам свободу действий. После этого большевистская рабочая секция сформулировала требование: «Ввиду кризиса власти рабочая секция считает необходимым настаивать на том, чтобы Всероссийский съезд СРС и К. Деп. (советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов — РП) взял в свои руки всю власть». Это был прямой призыв к свержению Временного правительство. Сложившуюся ситуацию осложнял тот факт, что 16 июля военный министр Временного правительства Александр Керенский, который обладал достаточной популярностью и мог бы выступить перед солдатами, выехал на фронт.
Начальник контрразведки Петроградского военного округа Борис Никитин позже вспоминал, что в 8 часов вечера 16 июля он получил следующее донесение: «Большевики, игнорируя Временное правительство, пойдут на Таврический дворец [где в те дни заседал Петросовет], разгонят ту часть депутатов, которая поддерживает Временное правительство, объявят о передаче верховной власти Советам и составят новое правительство».
Выступление пулеметчиков началось 16 июля около 7 часов вечера, а в 8 часов они уже были у штаба большевиков, располагавшегося в особняке Кшесинской на Большой дворянской улице (ныне улица Куйбышева), откуда, перейдя Неву, двинулись на Невский проспект и к Таврическому дворцу. По пути, в районе Гостиного двора, одно из верных Временному правительству подразделений около 11 часов вечера пыталось остановить «вооруженных демонстрантов», как называли себя солдаты-большевики, но после спорадической перестрелки было вынуждено отступить в силу явного численного перевеса противника. К полуночи «демонстранты» окружили Таврический дворец, который занимал Петроградский совет. Положение в Петрограде стало критическим, но захватить власть большевикам пока не удастся — через два Временное правительство подавит путч.
16 июля в Киеве по итогам переговоров делегации Временного правительства и Центральной Рады был опубликован так называемый II Универсал (так в Украине стали называть законы по аналогии с названиями указов и грамот, издававшихся польскими королями и украинскими гетманами), в котором утверждалось, что «мы, Центральная Рада, <…> всегда стояли за то, чтобы не отделять Украину от России», а генеральный Секретариат объявлялся «органом Временного правительства». Временное правительство согласилось с возможностью получения Украиной автономии, а Рада обязалась не объявлять эту автономию без решения Всероссийского Учредительного собрания. Кроме того, Временное правительство согласилось с созданием в будущем украинских национальных воинских частей, которые, однако, должны были войти в состав единой российской армии. Именно в знак протеста против этого соглашения подали в отставку три министра Временного правительства.
Восточный фронт
10 июля части 8-й армии генерала Корнилова, успешно продолжавшие наступление, взяли город Галич (на территории нынешней Ивано-Франковской области — РП). К 13 июля войска Корнилова заняли позиции в районе реки Ломница (правый приток Днестра — РП). Меньше чем за две недели боев они захватили свыше 7 тысяч пленных и 48 орудий. Однако продвигаться дальше у 8-й армии сил уже не было — шедшие впереди ударные части, первые поднимавшиеся в атаки, понесли тяжелые потери, а остальные подразделения отказывались выполнять приказы офицеров. К 15 июля наступление 8-й армии окончательно остановилось. Тем не менее, это был несомненный успех, поскольку на остальных участках Юго-Западного фронта в ходе Июньского наступления русским войскам вообще практически не удалось продвинуться по тем же самым причинам — из-за отказа большинства подразделений подчиняться приказам офицеров.

Генерал Лавр Корнилов. Фото: Universal History Archive / Getty Images / Fotobank.ru
Генерал Лавр Корнилов. Фото: Universal History Archive / Getty Images / Fotobank.ru
Потери всех наступавших армий Юго-Западного фронта к этому моменту были относительно невелики и составили 1222 офицера и 37 500 солдат убитыми и ранеными. Однако, как отмечает военный историк Николай Головин, в той ситуации это стало почти катастрофой: «Дело в том, что эти потери должны быть отнесены всецело на долю отборных частей и тех немногочисленных полков пехоты, которые устояли еще от заразы разложения. В этом случае приведенные выше цифры велики, ибо они означают почти полное уничтожение всех элементов долга и порядка, посредством которых командный состав мог еще кое-как поддерживать в армии хотя бы небольшой порядок».
В отсутствии «здорового» элемента управление остальными войсками стало практически невозможным, так как большая часть солдат превратилась в почти неуправляемую вооруженную массу, отступавшую при малейшей опасности. Генерал Михаил Алексеев в письме председателю Временного комитета Государственной Думы так охарактеризовал использование ударных батальонов во время июньского наступления: «Считаю большой ошибкой генерала Брусилова и других начальников, что бесполезно погубили лучших людей и массу офицеров, пустив ударные батальоны вперёд; за ними никто не пошёл. Ударные батальоны должны были составить резерв и гнать перед собою малодушных, забывших совесть».
Западный фронт
11 июля британская артиллерия начала массированные артобстрелы и бомбардировки германских позиций в районе города Ипр на юго-западе Бельгии в рамках подготовки к новому крупному наступлению. Ожесточенные бои продолжались в этом районе с небольшими перерывами до ноября и вошли в историю как «Битва при Пашендейле» (по названию небольшой деревни в 8 километрах к северо-западу от Ипра).
Наступление предполагалось проводить в основном силами британских дивизий согласно плану, разработанному командующим Британскими экспедиционными силами во Франции фельдмаршалом Дугласом Хейгом. Главной его целью был прорыв немецкой обороны и захват всех портовых городов Бельгии, где размещались базы немецких подводных лодок, от которых страдал в первую очередь британский флот.
Сразу после начала артподготовки немцы во избежание потерь отвели большую часть войск с передовой в ближний тыл. А 13 июля они ответили англичанам химической атакой, в ходе которой впервые применили новое смертельно опасное отравляющее вещество кожно-нарывного действия. Изначально оно имел кодовое обозначение «желтый крест», а позже стало известно в силу характерного запаха как «горчичный газ» и по названию города Ипр — как иприт. Иприт поражал легкие, носоглотку и глаза солдат, вызывал страшные язвы при попадании на кожу. Антидот от этого газа не создан по сей день.
В 1917 году иприт использовался немцами на протяжении двух месяцев, и потери от него армий союзников по Антанте превысили потери от применения других отравляющих газов в 8 раз. Лишь в результате первой атаки 13 июля, когда немцы обстреляли химическими минами небольшой участок вражеских траншей, британцы потеряли более 2100 солдат, из которых 66 погибли, а остальные были отправлены в госпитали со страшными ранами и мучительными болями.
Война на море
В течение этой недели германскими подводными лодками было потоплено и повреждено 73 судна стран Антанты и нейтральных держав.
«Русская планета»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости