Новости – Хроника












Хроника
Последнее июньское наступление

Греческие солдаты перед отправкой на фронт, лето 1917 года. Фото: Нидерландский Национальный Архив
26 июня — 2 июля: Греция объявила войну Центральным державам
8 января, 2015 12:41
3 мин
В начале июля 1917 года русская армия, исполняя союзнический долг, перешла в наступление на Восточном фронте в районе Львова, которое вошло в историю как Июньское (страна жила еще по старому стилю). Однако радоваться успехам пришлось недолго — уже на третий день в войсках начались мятежи. Тем временем, Греция после долгих колебаний вступила в войну на стороне Антанты, а в Киеве было создано собственное правительство — Генеральный секретариат.
Дипломатия и внутренняя жизнь
27 июня газета «Правда» опубликовала ответ партии большевиков на принятое неделей ранее решение Совета рабочих и солдатских депутатов о запрете вооруженных манифестаций без санкции Совета. Поводом для принятия этого решения стала попытка большевиков организовать в Петрограде вооруженную демонстрацию, а фактически военный переворот, используя лозунги Петросовета. Ответ был таким: «Мы считаем необходимым заявить, что, входя в Совет и борясь за переход в его руки всей власти, мы ни на минуту не отказывались в пользу принципиально враждебного нам большинства Совета от права самостоятельно и независимо пользоваться всеми свободами для мобилизации рабочих масс под знаменем нашей классовой пролетарской партии. Мы категорически отказываемся налагать на себя такие антидемократические ограничения и впредь. Если бы даже государственная власть целиком перешла в руки Совета, — а мы за это стоим, — и Совет попытался бы наложить оковы на нашу агитацию, это могло бы заставить нас не пассивно подчиниться, а пойти навстречу тюремным и иным карам во имя идей интернационального социализма, которые нас отделяют от вас». Как отметил историк Ричард Пайпс, «это было настоящее объявление войны Совету».
28 июня Украинская Центральная Рада создала правительство украинской автономии — Генеральный Секретариат. Этот орган не был признан Временным правительством, которое 29 июня опубликовало воззвание «Гражданам Украины». Временное правительство не признавало украинской автономии и призывало украинцев сконцентрироваться на развитии городского и земского самоуправления. Интересы же украинского народа должны были быть представлены украинскими представителями во Всероссийском Учредительном собрании. При этом в воззвании Временное правительство исказило суть некоторых требований Рады. Так, в нем утверждалось, что Рада требовала «послать на Украину особого областного комиссара», хотя речь шла о комиссаре, назначенном самими украинцами. Кроме того, в воззвании никак не упоминался выдвинутый Радой тезис об общеукраинском выборном представительстве. Такая позиция Временного правительства была воспринята Радой как неуважение, что укрепило позиции крайних националистов.
29 июня греческое правительство при посредничестве Швейцарии поставило в известность правительства Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции о разрыве дипломатических отношений. 2 июля Греция официально объявила войну этим четырем государствам.
31 июня вооруженные отряды анархистов осадили петроградские тюрьмы с требованием освободить своих товарищей, ранее арестованных по подозрению в шпионаже. При их освобождении также разбежались более 450 уголовников.
Восточный фронт
29 июня артиллерия Юго-Западного фронта открыла массированный огонь по позициям австро-венгерской армии, начав подготовку к последнему в Великой войне, так называемом Июньскому наступлению русской армии. «В военном отношении план Июньского наступления был разработан по указанию союзников еще до Февральской революции, т. е. царским правительством, — пишет военный историк генерал Андрей Зайончковский. — По этому плану основной удар предполагалось нанести армиями Юго-западного фронта, причем Северный и Западный фронты активными действиями должны были помогать наступлению Юго-западного фронта».

Русские солдаты на митинге, Галиция, июль 1917 года. Фото: Imperial War Museums
1 июля после двухдневной артподготовки пехотные части 11-й и 8-й армий перешли в наступление в районе городов Злочев и Бржезаны (ныне город Золочев и село Бережаны в Львовской области Украины — РП), двигаясь в сторону Львова. В этот же день военный и морской министр Александр Керенский, находившийся на фронте, телеграфировал Временному правительству: «Сегодня великое торжество революции, Русская революционная армия с огромным воодушевлением перешла в наступление». 3 июля было опубликовано воззвание Керенского к гражданам России: «Во имя свободы и чести России, во имя скорого и прочного мира русская армия на фронте готова выполнить свой долг перед страной. В эту минуту великих жертв и страданий я призываю всех к сознанию ответственности перед революционной армией, ибо только усилиями всех от мала до велика может быть облегчена боевая страда ее. <…> Пусть армия знает, что она не покинута, что за ней дружно, непоколебимой стеной стоит весь народ. <…> Пусть каждый несет все, что может, в общий пламенный порыв освобожденного и освобождающего народа. К напряжению всей мощи и единению всех творческих сил я от имени армии призываю страну».
В течение первых двух дней наступления русским войскам удалось достичь тактического успеха и захватить первую и вторую линии германских траншей. Однако уже к вечеру 2 июля наступление остановилось. Так называемые «ударные» части, состоявшие из патриотично настроенных солдат и офицеров, наступавшие в первых рядах, понесли тяжелые потери. Обычные же пехотные подразделения наступать просто отказались. Сказалось действие антивоенной пропаганды большевиков и Приказа №1, выпущенного Петроградским Советом 14 марта, и разрушившего единоначалие в армии. Офицеры не могли добиться от солдат повиновения, поскольку последние стали обсуждать приказы в солдатских комитетах и митинговать. Предлоги для отказа идти в атаку могли быть самыми разными, включая и такие, что «своя артиллерия так хорошо поработала, что на захваченных позициях противника ночевать негде».
Еще 1 июля комиссар Временного правительства Борис Савинков отправил в Петроград телеграмму об инциденте в одной из дивизий, дающую представление о глубине кризиса, поразившего русскую армию: «Отказавшихся подчиниться приказу наступать было сначала около 10 000 человек, но затем под влиянием уговоров цифра эта понизилась до 4000. Тогда было решено силой разоружить бунтарей. Разоружение было поручено произвести конному корпусу князя Туманова. Взбунтовавшимся сибирцам был дан срок в 2 часа на добровольную выдачу оружия. Срок истек, а войска отказывались подчиниться. Тогда было приказано открыть по ним орудийный огонь. Офицеры батарей отказались отдать приказ об открытии огня. Наступил критический момент, когда авторитет власти висел на волоске. Помощник военного комиссара доктор Григорьев не растерялся и заявил артиллеристам, что он сам лично берет на себя командование батареей и имен временного правительства приказывает открыть огонь по бунтовщикам огонь. Батарея подчинилась. Грянуло несколько залпов в воздух. Над окопавшимися сибиряками просвистели шрапнели. В то же время кн.Туманов во главе сильного кавалерийского отряда атаковал сибиряков в конном строю. Едва кавалеристы приблизились к возмутившимся войскам, те побросали оружие и подняли руки. Главари взбунтовавшихся частей арестованы. Остальные раскассированы (расформированы и распределены по другим частям —РП)».
Война на море
С 26 июня по 2 июля германскими подводными лодками было потоплено и повреждено 90 кораблей стран Антанты и нейтральных держав, включая французский крейсер «Клебер» и британский эсминец «Чирфул».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости