Новости – Хроника












Хроника
Министерская чехарда в России

Британские танки Mark.1 во время битвы при Сомме. 1916 год. Фото: Imperial War Museums
12-18 сентября: состоялась первая танковая атака
16 ноября, 2014 07:02
5 мин
В середине сентября 1916 года весь мир облетело известие о появлении нового невиданного оружия — танков. Они были применены англичанами в ходе битвы на Сомме на севере Франции. Чуда при этом не произошло и прорвать германскую оборону не удалось, в первую очередь из-за несовершенства первых машин, которые постоянно глохли и застревали в грязи. Но эффект был налицо — потери наступавших англичан оказались в разы меньше обычных. В России, тем временем, вновь сменился министр внутренних дел.
Дипломатия и общественная жизнь
12 сентября в Луцк была доставлена первая партия передвижных домиков — так называемых вагончиков — для обустройства быта местных жителей, оставшихся без крова в ходе боев. Позднее, уже в советские времена «вагончики» будут активно использоваться как жилье на «великих стройках коммунизма».
14 сентября во Франции было решено использовать труд пленных немцев на железных дорогах, особенно при погрузочно-разгрузочных работах, так как в результате мобилизации все более ощущался острый дефицит рабочих рук.
.jpg)
Александр Протопопов. Фото: Карл Булла / Управленческая элита Российской Империи (1802-1917). Лики России. С-Петербург 2008
Александр Протопопов. Фото: Карл Булла / Управленческая элита Российской Империи (1802-1917). Лики России. С-Петербург 2008
16 сентября в Российской империи вновь сменился министр внутренних дел — место отправленного в отставку Александра Хвостова занял Александр Протопопов, сохранявший этот пост вплоть до Февральской революции. Протопопов — крупный землевладелец и промышленник, ранее был членом Государственной Думы двух созывов и пользовался уважением и авторитетом других депутатов. Однако после утверждения в должности министра в его адрес посыпалась жесткая критика, в том числе со стороны прежних коллег-депутатов. Некоторые даже высказывали сомнения в его психической вменяемости. Позже медицинское обследование подтвердило наличие у него «нервной» болезни. Рассказывали, что уже будучи министром, он в минуты припадков бегал на четвереньках, катался по полу и несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством. Председатель Государственной Думы Михаил Родзянко писал о Протопопове: «Самый вредный, самый страшный человек для государства, для этой разрухи… Он больной человек, я это положительно утверждаю. У него мания величия, он какой-то ясновидящий… Он как закатит глаза, так делается как глухарь — ничего не понимает, не видит, не слышит. Я позволю себе утверждать, что это ненормальный человек».
16 сентября «положительным» опытом Российской империи на ниве борьбы с пьянством решила воспользоваться Канада. В провинции Онтарио был введен сухой закон.
Западный фронт
15 сентября в районе реки Сомма, где союзники несколько месяцев безуспешно пытались организовать наступление, англичане впервые применили в бою танки. Эффект от английских машин, которые вначале называли «наземными кораблями» (поскольку они стремились воспроизвести на суше маневры и тактику боя морских боевых кораблей), был не очень крупным — союзники смогли продвинуться всего на 3-5 километров. Тем не менее, эффект они произвели огромный. Во-первых, скромные масштабы прорыва объяснялись небольшим запасом хода и еще недостаточной надежностью первых танков. Во-вторых, до поля добрались меньше половины подготовленных машин.
Англичане бросили против немцев всего 49 танков модели Mark.1, так называемых ромбовидных танков. Однако на исходные позиции из-за технических поломок выдвинулись лишь 32 машины, а до траншей противника доехали лишь 18 (5 застряли в болоте, а еще 9 сломались). Но и этого оказалось достаточно, чтобы обратить врага в бегство. Немцы чувствовали себя беззащитными и беспомощными перед «страшилищами», которые карабкались на бруствер окопов, поливая все пространство вокруг себя пулеметным и орудийным огнем. За танками следовали небольшие группы пехотинцев, которые забрасывали германские траншеи ручными гранатами.
.jpg)
Британский танк Mark.1, сломавшийся во время битвы при Сомме. Фото: Imperial War Museums
Британский танк Mark.1, сломавшийся во время битвы при Сомме. Фото: Imperial War Museums
Ранее военные стратеги уже отмечали, что тупик «окопной», «позиционной» войны стал в основном результатом появления пулеметов. А танк стал, в свою очередь, средством противодействия пулеметам и прорыва обороны. К сентябрю 1916 британцы произвели всего 150 танков, но после первого опыта их применения главнокомандующий Британскими экспедиционными силами во Франции Дуглас Хейг потребовал срочно заказать до тысячи новых машин. При этом в армейских кругах были довольно распространены консервативные взгляды о бесполезности танков. Достаточно вспомнить любопытный эпизод, когда еще в 1911 году в министерство обороны Великобритании изобретатель представил рисунок танка. Тогда его списали в архив с пометкой «этот человек рехнулся».
К концу войны танки применялись на Западном фронте почти повсеместно и наносили немцам такой ущерб, что многие даже заговорили, что саму войну «выиграл Генерал Танк». После первой танковой атаки на Сомме разработки нового вида оружия были активизированы также во Франции и Германии.
Под прикрытием эффекта от британских танков французы 12 сентября также перешли в атаку к северу от Соммы и продвинулась до городка Бушавен (в 35 километров к востоку от Амьена). Германский фронт был здесь ненадолго прорван, но уже на следующее утро он был прикрыт пулеметчиками, и продвижение французов было остановлено.
Салоникский фронт
12 сентября на севере Греции после мощной артподготовки сербские и французские войска атаковали болгарские позиции. Бросив часть артиллерийских орудий, болгары отступили к Флорине (ныне город Лерин на севере Греции). 14 сентября сербы заняли село Горничево в 17 километрах к востоку от Флорины. Осада самого города будет продолжаться еще в течение недели.
Также 12 сентября сербы начали атаки на пик Каймакчалан (он же — пик Святого Ильи высотой более 2500 метров, господствующий во всем регионе), расположенный на границе тогдашней Сербии (нынешней Македонии) и Греции в 40 километрах к северо-востоку от Флорины.
Бои на этом участке фронта будут продолжаться до конца года и войдут в историю как Монастирская операция (по названию города Монастир, ныне Битола на юго-западе тогдашней Сербии и современной Македонии — РП). Задуманная стратегическая цель — окружение основной части армии Болгарии и вывод страны из войны — союзниками так и не будет достигнута. Во многом это произошло из-за поразившей их войска эпидемии малярии, которая унесла больше жизней, чем боевые действия — всего убитыми, ранеными, пленными и заболевшими войска Антанты потеряют в операции до трети личного состава.
Румынский фронт
К середине сентября наступающие румынские войска при поддержке 9-й русской армии продвинулись уже на расстояние до 100 километров вглубь территории Австро-Венгрии в Трансильвании, но их продвижение остановилось у первого же австрийского укрепленного города Германштадт (ныне румынский город Сибиу).
Тем не менее, германское командование восприняло угрозу дальнейшего продвижения румынской армии серьезно и указало своим австро-венгерским союзникам на беспечность. Заместитель начальника германского генштаба Эрих Людендорф писал: «Австро-Венгрия ничего не сделала для защиты своего правого фланга и Семиградья (немецкое название Трансильвании — РП) ни в мирное время, ни во время войны. Пропускная способность скудной дорожной сети была ничтожна. Укреплений не было сделано, чтобы не "раздражать" Румынию. Зато Австро-Венгрия спокойно смотрела на то, как Румыния укреплялась у самой границы Семиградья.
В последний момент туда было переброшено немного войск; кроме того, были образованы батальоны из горнорабочих. Несмотря на это, всюду зияла пустота. На севере русские войска, в остальных частях румынские, продвигались через границу Молдавии и Валахии вниз к Дунаю, в Семиградье и Венгрию. Важнейшие горные проходы перешли без единого выстрела в неприятельские руки. Кронштадт и Петросены с их угольными копями были заняты еще 29-го августа. В Германштадте очень скоро появились румынские патрули. Орсова была занята неприятелем. Если бы румыны продолжали безостановочно продвигаться, то были бы окружены не только войска эрцгерцога Карла, но и дорога в сердце Венгрии и к путям, связывающим нас с Балканским полуостровом, оказалась бы открытой: мы были бы побеждены».
.jpg)
Колонна болгарских войск идет через румынский город. Фото: Imperial War Museums
Колонна болгарских войск идет через румынский город. Фото: Imperial War Museums
Тем временем, болгарские и германские части наступали на саму Румынию со стороны Болгарии, с юго-запада. После первых поражений румыны при помощи русского экспедиционного корпуса под командованием генерала Андрея Зайончковского начали возводить оборонительную линию от Дуная до черноморского порта Констанца. 18 сентября болгары сходу атаковали эту «стройку», чтобы не дать противнику закрепиться.
Итальянский фронт
14 сентября итальянская армия начала новое, уже седьмое по счету наступление на австрийские позиции в Альпах в районе реки Изонцо. Однако итальянцам не повезло с погодой — начался затяжной сильный дождь с грозой, затруднявший видимость и размывавший дороги. В итоге им удалось продвинуться всего на несколько сот метров, находясь при этом под постоянным пулеметным огнем противника. В ходе ожесточенных боев обе стороны потеряли убитыми, ранеными и пленными почти по 20 тысяч человек.
Война на море
15 сентября в Адриатическом море два австрийских гидросамолета вынудили французскую подводную лодку подняться на поверхность, сбрасывая на нее бомбы, и затем потопили. Это стало первым в истории случаем потопления подводной лодки с помощью самолета.
В тот же день в Адриатическом море другая французская подводная лодка торпедировала австрийское госпитальное судно, но ему удалось «дотянуть» до берега.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости