Хроника
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Хроника
Русская планета
Хроника

Легкомысленные надежды Нивеля

24-30 апреля: Британия начала формирование морских конвоев
Елена Коваленко
22 декабря, 2014 11:14
3 мин
Загрузка торпед на борт немецкой подводной лодки, Брюгге, 1917 год. Фото: Imperial War Museums
В конце апреля 1917 года новости о революции в России, наконец, отошли на второй план, уступив место сводкам с Западного фронта. Французские и английские войска упорно и безуспешно штурмовали позиции германской Линии Гинденбурга, одновременно кровавые бои развернулись на севере Греции, где союзники перешли в наступление на болгар. Тем временем, апогея достигла развязанная Германией «неограниченная подводная война» — только за апрель немецкие подлодки потопили почти 500 судов союзников, что заставило британское Адмиралтейство срочно искать меры для борьбы с ними.
Западный фронт
Всю вторую половину апреля продолжались ожесточенные бои на севере Франции, где английские и французские войска в рамках «наступления Нивеля», названного по имени его инициатора, французского главнокомандующего Робера Нивеля, штурмовали немецкие позиции. Англичане действовали в районе Арраса (главный город департамента Па-де-Кале в 160 км к северу от Парижа), французы — в районе Суассона (город в 90 км к юго-востоку от Парижа — РП), в департаменте Эна.
Командующий британскими силами лорд Хейг еще 22 апреля объявил о решении «всеми силами продолжать британское наступление, чтобы поддержать наших союзников», хотя французы на этот момент из-за огромных потерь на время прекратили атаки. Как отмечал историк Первой мировой войны Безил Лидде Гарт, на самом деле тогда уже «нечего и некого было поддерживать».
Тем не менее, 23 апреля британские войска атаковали немцев в долине реки Скарпа (протекает через Аррас и далее на запад). На первом этапе им удалось захватить передовые траншеи противника, но затем уже германцы нанесли серию контрударов. Отчаянными усилиями бойцам канадского Королевского Ньюфаундледского полка удалось отстоять взятую деревню Монше-ле-Про, что стало последним успехом союзников. После этого, учитывая тяжелые потери, генерал генерал Хейг остановил наступление.
Шестидюймовая пушка Фото: John Warwick Brooke / Imperial War Museums
28 апреля канадские части снова смогли немного продвинуться и захватили деревню Арлё-ан-Гоэль, расположенную рядом с деревней Вими, занятой в ходе кровопролитнейших боев двумя неделями ранее. Российский военный историк Зайончковский так описывал общие итоги британского наступления: «Все эти атаки местами улучшили только тактическое положение союзников, передав в их распоряжение несколько хороших опорных и наблюдательных пунктов».
30 апреля на совещании командующих армиями союзников генерал Хейг сообщил, что у него мало надежд на успех наступления французов, но заявил о решимости продолжить наступление британских частей, «чтобы методично продвигаться вперед» до достижения хорошего оборонительного рубежа. В итоге бои на отдельных участках наступления продолжались до 9 мая. Но полный провал планов генерала Нивеля был уже очевиден. «Французское наступление [начавшееся] 16 апреля на реке Эн, введением к которому послужила атака [англичан] у Арраса, оказалось еще более тяжелой катастрофой [по сравнению с английскими атаками], уничтожившей легкомысленные надежды и предсказания Нивеля и в своих развалинах похоронившей его карьеру», — отметил историк Гарт.
Тяжелые потери в эти дни также понесли на западном фронте и английские летчики — в историю Королевских ВВС те события вошли как «кровавый апрель». В течение месяца англичане потеряли более 300 самолетов, 211 пилотов и других членов летного состава погибли или пропало без вести, 108 попали в плен. Только германская эскадрилья «Jasta 11» под командованием Манфреда Рихтгофена, самого именитого немецкого аса Первой мировой, сообщила о 89 победах (около 20 из них были на счету самого Рихтгофена). Германская авиация за этот же период потеряла только 66 самолетов.
Салоникский фронт
24 апреля британская пехота в рамках начатого двумя ранее наступления продолжила атаки на болгарские позиции в районе озера Дойран (расположено на границе современных Македонии и Греции — РП). Благодаря предшествовавшей мощнейшей артподготовке англичане смогли занять передовые траншеи противника. Однако уже вечером 25 апреля болгары в результате яростной контратаки выбили их со своих позиций. В последующие два дня британцы предприняли еще несколько попыток атаковать, но все они захлебнулись под кинжальным пулеметным огнем.
Война на море
К исходу апреля правительство Великобритании всерьез обеспокоилось безопасностью на море. С начала 1917 года Германия объявила о начале «неограниченной подводной войны», дав своим субмаринам разрешение без предупреждения атаковать любые показавшиеся подозрительными суда, не учитывая требования международных конвенций. С тех пор потери на море неуклонно росли, а в апреле они достигли уже катастрофических величин — за месяц немецкими подлодками были потоплены 474 корабля союзников по Антанте и еще 41 был серьезно поврежден.
Всплывшая немецкая подлодка торпедирует торговый пароход. Фото: Imperial War Museums
Главным объектом атак были не военные корабли, которые были более-менее защищены от действий подлодок, а прежде всего торговые суда, осуществлявшие снабжение Британских островов. Весной 1917 года экипажи морских транспортов союзников были уже на грани паники — примерно четверть судов, выходивших из английских портов, не возвращались домой. На этом фоне уже не казались особо фантастическими планы германского морского командования, заявившего ранее, что с помощью «неограниченной подводной войны» поставит Великобританию на колени. Снабжение страны действительно было нарушено — к исходу апреля продовольствия на Британских островах оставалось только на 6 недель. При этом традиционные меры — строительство большего числа кораблей, усиленное патрулирование и минирование морских путей — уже не спасали.
Решение проблемы в эти же дни нашло Адмиралтейство, которое просто решило возобновить систему морских конвоев, когда торговые суда следуют основную часть маршрута не сами по себе и разрозненно, а большими группами под охраной боевых кораблей. При этом использовались, в первую очередь, не традиционные, самые мощные суда — линкоры или крейсеры, а специальные конвойные миноносцы или эсминцы, оснащенные противолодочным вооружением, в первую очередь, глубинными бомбами. Хотя методы борьбы с подводными лодками тогда еще были весьма примитивными, тем не менее, это сразу же дало результат, и потери торгового флота сократились в разы.
Примечательно, что практика морских конвоев была известна многие века, но использовалась она только для противодействия пиратам или надводному флоту противника. Организовывать же конвои для спасения от подводных лодок британское морское командование поначалу считало бессмысленным. Согласно теории морского боя тех лет, главное спасение от подводных лодок заключалось в рассредоточении кораблей на большие расстояния, что должно было затруднить их поиск.
темы
3 мин