Хроника
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Хроника
Хроника

Падение Антверпена

Немецкие войска подошли к Варшаве
Елена Коваленко
3 мин
Отступление бельгийских войск под Антверпеном. 1914 год. Фото: Imperial War Museums
К середине октября 1914 года завершился «Бег к морю» — сражение на Западном фронте, не принесшее преимуществ ни одной из сторон. Пала последняя бельгийская крепость — Антверпен. На русском фронте разворачивалось ожесточенное Варшавско-Ивангородское сражение, немцам удалось выйти к окраинам Варшавы.
Западный фронт
1 октября бельгийское командование известило Великобританию, что больше не может удерживать Антверпен и в ближайшие три дня отведет войска из города. Однако британцы заявили, что сделают все возможное, чтобы не сдавать блокированный город. 3 октября в Антверпен из Великобритании прибыл отряд морских пехотинцев, однако это уже не могло изменить положения. Германская армия продолжила атаки, и бельгийцы начали эвакуацию по понтонным мостам, наведенным через каналы в соседнюю Голландию, сохранявшую в войне нейтралитет. Мирное население в панике также бежало из обреченного города — десятки тысяч людей пешком уходили в ту же Голландию или отправлялись на кораблях в Англию. Последние бельгийские солдаты ушли из города 8 октября, на следующий день в Антверпен вступили немцы.
Городская площадь во время отступления из Антверпена. Октябрь 1914. Фото: Imperial War Museums
Городская площадь во время отступления из Антверпена. Октябрь 1914. Фото: Imperial War Museums
Бельгийские и английские солдаты, ушедшие в Нидерланды, были там интернированы до конца войны. Нескольким же подразделениям удалось прорваться через немецкое кольцо на юго-запад страны, где они соединились с французской армией и заняли оборону в районе города Остенде. Позже они принимали участие в сражении на реке Изер. Вплоть до 1918 года неоккупированным оставался только эта крошечная часть территории Бельгии на юго-западном побережье Северного моря.
7-9 октября продолжались ожесточенные позиционные бои в окрестностях города Аррас, центра французской провинции Па-де-Кале. Кавалерийские части союзников и немцев вступали в скоротечные бои, пытаясь занять господствующие высоты на берегах реки Лис. На небольшой территории в районе Арраса обе стороны, планируя начать наступление, сосредоточили огромные массы войск. Однако из-за большой скученности и немецкие, и французские части оказались неспособны к быстрым передвижениям, и солдаты под шквальным огнем начали закапываться в землю. Сражением на реке Лис и боями 10-15 октября у города Лилль закончился «Бег к морю» — параллельное движение в сторону Северного моря французской и немецкой армий, пытавшихся обогнать друг друга, чтобы зайти в тыл противнику. В результате стороны достигли побережья, после чего фронт стабилизировался.
8 октября британские самолеты совершили первый бомбардировочный налет, попытавшись уничтожить мастерские по производству дирижаблей во Фридрихсхафене на юге Германии.
Один из трех самолетов Avro 504 морской авиации королевских сил ВМФ Великобритании готовят к рейду на завод Цепеллин в Фридрихсхафен. Белфорт, Франция. 1914 год. Фото: Imperial War Museums
Один из трех самолетов Avro 504 морской авиации королевских сил ВМФ Великобритании готовят к рейду на завод Цепеллин в Фридрихсхафен. Белфорт, Франция. 1914 год. Фото: Imperial War Museums
Русский фронт
8 октября в ходе Варшавско-Ивангородской операции ударная немецкая группировка генерала Макензена, сформированная для наступления на Варшаву, вышла к реке Сан, по рубежу которой ранее заняли позиции русские части. В ходе ожесточенных боев германские войска к 11 октября под Гройцами (30 км от Варшавы) смогли потеснить русских, и вскоре заняли почти все левобережье Вислы. Путь к Варшаве, казалось, был открыт, но в последний момент подоспела 1-я Сибирская стрелковая дивизия, остановившая немцев уже в предместьях города. В руках русской армии на левом берегу Вислы также остались Ивангородская крепость (сейчас польский город Демблин, расположен в 100 км к Югу от Варшавы — РП) и плацдарм у Козенице. 9 октября, после того, как русская группировка получила свежие подкрепления, командующий Юго-западным фронтом Николай Иванов отдал распоряжение о переходе в наступление. Русские войска снова форсировали Вислу, углубляясь в немецкие тылы.
11 октября в Галиции русские войска сняли осаду с города-крепости Перемышль (сейчас — город Пшемысль на территории Польши, тогда относился к Австро-Венгрии — РП). Она продолжалась с 17 сентября, в первых числах октября русские войска пошли на штурм. После ожесточенных трехдневных боев русские, понеся огромные потери, были вынуждены отступить. Перемышльская крепость считалась на тот момент одной из самых мощных и современных. Ее внутренний обвод включал 18 фортов и 4 артиллерийских батареи. Внешний обвод крепости общей протяженностью 45 км подразделялся на шесть секторов обороны в составе 15 главных и 29 вспомогательных фортов. Между фортами размещались еще 25 артиллерийских батарей. Большинство фортов крепости были оснащены 150-мм гаубицами, скорострельными орудиями и 210-мм мортирами. Все главные и броневые форты имели электроснабжение, прожектора, лифты, вентиляцию, помпы и систему радиосвязи. Гарнизон крепости насчитывал более 100 тысяч человек. Отвод частей от Перемышля русское командование было вынуждено начать после того, как на помощь осажденной крепости были переброшены свежие австро-венгерские части.
Война на море
Немецкий крейсер Эмден. 1914 год. Фото: Imperial War Museums
Немецкий крейсер Эмден. 1914 год. Фото: Imperial War Museums
День 9 октября был ознаменован в истории Первой мировой одним из самых примечательных курьезов. Немецкий крейсер «Эмден», до этого охотившийся в Индийском океане на торговые суда союзников, зашел на британский остров Диего-Гарсия, планируя нанести хоть какой-то ущерб противнику. Но власти и население острова, как выяснилось к удивлению немцев, ничего не знали о шедшей уже больше двух месяцев войне и радушно встретили гостей. Капитан крейсера решил воспользоваться этим обстоятельством, чтобы спокойно пополнить запасы и провести мелкий ремонт. Команда приступила к погрузке предоставленных властями острова угля и провианта, кренгованию крейсера для очистки подводной части от раковин и к переборке и очистке от золы и накипи котлов. Немецкие моряки в благодарность за помощь починили колонистам сломавшийся моторный бот. 10 октября крейсер покинул гостеприимный остров.
11 октября в Финском заливе торпедой немецкой подводной лодки U-26 был потоплен русский крейсер «Паллада».
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин