Хроника
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Хроника
Хроника

Русские войска отступили из Восточной Пруссии

В воздушном бою подо Львовом погиб русский авиатор Петр Нестеров
Елена Коваленко
3 мин
Немецкие снаряды брошенные при отступлении после битвы на Марне. Фото: Библиотека Конгресса США
В начале осени 1914 года основные события на фронтах Первой мировой разворачивались к Северу от Парижа и в Восточной Пруссии. Во Франции немцы отступали, под Кенигсбергом — наступали, отвоевав ранее занятую русскими территорию. Страшный разгром русских армий в Восточной Пруссии несколько компенсируют успехи на австрийском участке фронта. Успехи союзников в битве на Марне, в свою очередь, были омрачены неудачами в Бельгии.
Западный фронт
9 сентября командующий 2-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Карл фон Бюлов отдал приказ об отступлении на Марне по всему фронту. Ему это было неприятно даже с точки зрения самолюбия — ведь за совсем недавние заслуги он приобрел еще и неофициальный титул «покорителя Бельгии», прибавить же к нему «и покоритель Парижа» уже не получалось.
Поезд потерпевший крушение во время битвы на Марне. 1914 год. Фото: Neurdein / Roger Viollet / Getty Images / fotobank.ru
Немцы за три последующих дня отошли к рекам Эн и Вель, выровняв фронт. На этой позиции они решили занять оборону, чтобы остановить контрнаступление французов, так как местность была стратегически выгодной: возвышенный массив, доминирующий над долинами Марны и Мааса.
Но в Бельгии ситуация развивалась по-прежнему в пользу немцев: 9-13 сентября бельгийской армии не удалось развернуть начатое было наступление под Антверпеном, и 12 сентября немцы заняли Гент и приграничный французский город Лилль.
Русский фронт
В Галиции русская армия развивала в эти дни успех, оттеснив к 12 сентября австрийцев за реку Сан. 8 сентября русская армия также выходит в район города Юзефов в русской части Польши, куда ранее пытались без значительных успехов вторгнутся австрийцы. Разгромлен даже немецкий корпус, присланный на помощь войскам Австро-Венгрии.
8 сентября, совершив воздушный таран, под Львовом погиб известный русский летчик, поручик Петр Нестеров. Нестерову было 27 лет, за штурвал самолета он впервые сел всего за два года до войны, но сразу же зарекомендовал себя как талантливый авиатор и конструктор. На основе изучения полета птиц Нестеров разрабатывал проект оригинального самолета без вертикального оперения. В 1913 году он предложил новую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 лошадиных сил с воздушным охлаждением. Позже авиатор занимался строительством одноместного скоростного самолета, закончить который помешала война.
После назначения командиром летного отряда Нестеров ввел обучение полетам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полеты, впервые в истории авиации применял маршрутную киносъемку и осуществил дальние по тем временам перелеты из Киева в Одессу и Гатчину. Ровно за год до гибели он первым выполнил фигуру высшего пилотажа «мертвая петля».
В Восточной Пруссии ситуация сложилась для русской армии совсем скверно: 9 сентября командующий немецкой армией генерал Гинденбург начал наступление по всему фронту, вытесняя русскую армию Павла Ренненкампфа. Единственное, что удалось сделать русскому командующему — спасти свои войска от окружения и отвести их на исходные позиции (оборона по рекам Неман и Нарев). Общие потери сторон (убитыми, ранеными и пленными) составили более 80 тысяч человек и около 500 орудий, при этом немцы потеряли 54 тысячи солдат и офицеров. 16 сентября генерал Жилинский был уволен с поста командующего Северо-Западным фронтом, и на его место назначен генерал Рузский. Командованию российских войск пришлось забыть о планах наступления из Варшавы на Познань.
Сербский фронт
Русская пехота на позициях. 1914 год. Фото: РИА Новости
Разгар Сремской операции (6-13 сентября). Сербские войска пытались захватить Срем — плодородный регион между Дунаем и Савой. Попытка не удалась во многом из-за плохого состояния материальных и технических средств для форсирования рек и контрудара австро-венгров у Митровицы.
В первых боях сербским войска удалось захватить в плен около 270 солдат противника, потеряв 97 убитыми и ранеными. Однако Тимочская дивизия при переправе «из-за отсутствия участка моста» понесла большие потери и была фактически уничтожена. Только пленными сербы потеряли 4880 солдат и 62 офицера. И хотя переправившиеся сербские соединения продолжали наступление, заняли Митровицу и даже проникли на 30 км вглубь австрийской территории, к 10 сентября австрийским войскам удалось провести удачную контратаку у Митровицы. Сербская Шумандийская дивизия тоже понесла огромные потери. Также в начале сентября австро-венгерские войска начали крупное наступление на Дрине. Сербское командование приняло решение завершить операцию в Среме и вывести к 13 сентября все войска на территорию Сербии.
Война на море
Немецкий крейсер «Эмден» продолжал терроризировать торговые суда в Индийском океане. 9 сентября он остановил греческий пароход «Понтопорос» с грузом угля. 10 сентября ограбил и затопил английский пароход «Индус» с грузом товаров для Индии. 11 сентября был задержан и потоплен английский пароход «Лоувет».12 сентября был остановлен английский пароход «Кабинга», который немцы использовали как «плавучую тюрьму» для пленных.
Немецкий легкий крейсер «Эмден». Фото: Deutsches Bundesarchiv
В течение следующих двух суток были задержаны и потоплены ещё три британских судна: «Кайллин» с грузом угля, «Дипломат» с грузом чая и «Треббоч». Экипажи судов были переведены на «Кабингу», а 14 сентября капитан «Эмдена» Мюллер приказал отпустить переполненный пленными пароход. Через короткое время дозорные крейсера обнаружили ещё одно судно — «Клан Мэфисон» с грузом автомобилей, велосипедов и паровых двигателей, которое было тоже затоплено.
14 сентября произошел морской бой вблизи бразильского острова Триндади. Германский корабль «Траффальгар» наткнулся на британский корабль «Кармания» — оба корабля были переделаны под военные из гражданских пароходов. После обмена артиллерийским огнем «Траффальгар» затонул. Уцелевшие немцы были оставлены на грузовых судах в столицу нейтрального Уругвая Монтевидео.
13 сентября в Северном море британская подводная лодка Е-9 потопила устаревший германский крейсер «Хела».
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин