Новости – Хроника












Хроника
Каппель занял Казань

Британские артиллеристы во время Стодневного наступления. Август 1918 года. Фото: Imperial War Museums
6-12 августа: Начало Стодневного наступления
14 мая, 2015 03:55
5 мин
8 августа в истории Германии и ее армии считается одним из самых черных дней. В этот день началось последнее крупное сражение Первой мировой войны на Западном фронте, позже названное Стодневным наступлением. Начиная с этого момента войска Антанты будут только теснить немцев, что спустя три месяца приведет к поражению Германии. В эти же дни белые в России овладели еще одним из важнейших городов страны — Казанью.
Дипломатия и общественная жизнь
7 августа Украина и Всевеликое Войско Донское, провозгласившее себя еще в мае самостоятельным государством, подписали договор о границе.
12 августа близ поселка Артык (в 100 километрах к юго-востоку от Асхабада (ныне столицы Туркменистана Ашхабада) из Персии в пределы Средней Азии вступили британские войска (пехотинцы, кавалерия и артиллерия). В Асхабаде и Красноводске (на западе Туркменистана, ныне Туркменбаши) расположились крупные британские гарнизоны.
Западный фронт
8 августа началось масштабное наступление войск Антанты на немцев, которое будет продолжаться до самого конца войны (Компьенского перемирия) и позже получит название Стодневного наступления. Само наступление покончило с позиционной «окопной войной», она вновь приобрела маневренный характер. Наступление состояло из целой серии операций почти по всей линии фронта и началось с наступления под Амьеном (город на севере Франции).
Условия для наступления складывались благоприятно: к августу во Францию было переброшено уже 1 200 000 солдат и офицеров американской армии. Это положило конец численному превосходству немцев, сложившемуся после заключения Брестского мира и переброске их последних резервов с прекратившего свое существование Восточного фронта. Британцы также собрали все свои силы в кулак, перебросив во Францию даже часть войск из Палестины, где шли свои тяжелые бои с турками.
Амьен и бассейн реки Сомма, как место начало наступления, был выбраны не случайно: здесь находились как британские, так и французские войска. Равнинный же характер местности позволял активно использовать танки (союзники по Антанте сконцентрировали для операции более 530 танков, а также 1000 самолетов). У немцев, напротив, в этом районе к августу располагались измотанные и ослабленные части.
В плане тактического военного искусства предполагалось создать частью артиллерии «огневой вал» артиллерии, за которым сразу же должны были начать продвижение танки. Другая часть артиллерии должна была подавлять разведанные расположения немецких орудий. Наконец, особому успеху операции 8 августа способствовал густой утренний туман, усиленный французами и британцами применением дымовых и химических снарядов.
Британский военный историк Нейл Грант писал: «Сам план, по всей видимости составленный фельдмаршалом Хейгом (Дуглас Хейг — командующий Британским экспедиционным корпусом во Франции. — РП.) не содержал далеко идущих намерений, однако расширенный главнокомандующим Фошем (Фердинанд Фош — главнокомандующий войсками Антанты. — РП.), он привел к решающему поражению немцев. Были предприняты гигантские усилия, чтобы обеспечить элемент внезапности: о наступлении не информировали даже Британский военный кабинет. 4-я армия генерала Роулинсона была удвоена, но сделано это было так, что немцы ничего не узнали. Некоторые канадские части, которых немцы считали штурмовыми отрядами англичан, — их присутствие означало скорое наступление, — были демонстративно направлены во Фландрию».
Амьенская операция продолжалась всего пять дней. Первая же атака, в которой участвовало 415 танков, стала большой неожиданностью для немцев. Всего за полдня у немцев были отбиты три линии оборонительных траншей. К вечеру 8 августа немцы потеряли 27 000 человек убитыми и пленными и около 400 орудий, 62 самолета, но самое главное — внезапность атаки нарушила связь между немецкими дивизиями, на одном из участков фронта в германской обороне возник разрыв длиной в 24 километра. Сами англичане и французы потеряли в первый день боев 8 800 человек и 100 танков.
В последующие дни немцам удалось подтянуть резервы, и наступление союзников по Антанте стало замедляться. Но всего им за пять дней удалось продвинуться вглубь немецкой обороны на 3–18 километров на участке фронта длиной 75 километров.
В ходе всей операции немцы потеряли 74 000 человек (из них 33 000 пленными), союзники по Антанте — 46 000 человек. Моральный дух немцев был серьезно сломлен: в частях, предназначенных для переброски под Амьен, усилилось недовольство, наблюдались случаи массового дезертирства.

37-я британская дивизия, танки Mark V 10-го батальона танкового корпуса и захваченные германские орудия калибра 4,2 дюйма во время Стодневного наступления. Август 1918 года
37-я британская дивизия, танки Mark V 10-го батальона танкового корпуса и захваченные германские орудия калибра 4,2 дюйма во время Стодневного наступления. Август 1918 года. Фото: Imperial War Museums
Гражданская война в России
6 августа войска Народной армии Комуч (комитета Всероссийского Учредительного Собрания) под командованием талантливого военачальника Владимира Каппеля и помогавшие им чехословаки вступили в Казань, причем с той стороны, откуда красные не ожидали атаки. Это вызвало панику в рядах оборонявшихся, активное сопротивление «каппелевцам» оказали лишь расквартированные в Казани красные латышские стрелки (советский 5-й Латышский полк). В один из моментов боя латыши даже начали теснить белых, но тут на сторону Народной армии Комуч перешли 300 бойцов-сербов, что и решило исход сражения. 5-й латышский полк сдался, что стало единственным случаем капитуляции латышских стрелков за всю Гражданскую войну. Все они, как «иностранные наемники», были расстреляны белыми.
Каппель отмечал, что его потери составили 25 человек, но взятые в городе трофеи «не поддавались подсчету». Помимо огромного количества оружия и военного имущества, запасов медикаментов в руки белых попала половина золотого запаса России (другая половина хранилась в Нижнем Новгороде). Впоследствии это золото досталось Уфимской директории и Верховному правителю России Александру Колчаку. Из запасов же «нижегородского» золота большевики осуществляли репарационные выплаты Германии по условиям Брестского мира. Впоследствии по условиям уже Версальского мира это золото было передано Германией странам Антанты как часть германских репараций.
Также на сторону белых в полном составе перешла находившаяся в Казани Академия Генерального штаба.
8 августа, воодушевленные успехами белых в Екатеринбурге и Казани, подняли восстание противники большевиков в Ижевске и Воткинске (на территории нынешней Удмуртии), среди которых вновь, как и в Ярославле, оказалось много рабочих местных оборонных заводов, а позже и местных крестьян. Лозунгом восстания стал «За Советы без большевиков».
Рабочие Ижевска и Воткинска (большинство из них были высококвалифицированными и хорошо оплачиваемыми потомственными мастерами-оружейниками) были недовольны ленинской политикой «военного коммунизма» и запретом свободной торговли, что привело к падению их привычного уровня жизни почти вдвое, а также насильственной мобилизацией в Красную армию. Среди них были более популярными скорее эсеро-меньшевистские, чем большевистские взгляды. К лету 1918 года на сторону местных эсеров перешли члены ижевской организации «Союз фронтовиков», объединявшей около 4000 ветеранов Первой мировой войны. У многих из них имелось оружие, и они стали основной силой восстания.
С раннего утра 8 августа в Ижевске начались митинги, на которых ветераны и рабочие разоружили красных милиционеров. А потом был захвачен оружейный склад, к вечеру повстанцы контролировали весь Ижевск. Красные, вначале пытавшиеся отстреливаться из пулеметов, бежали из города.
В обращении к населению восставшие объявили, что город признает единственной законной властью самарский Комуч. Были проведены новые выборы в ижевский совет, к которым не были допущены большевики и их союзники. В городе была восстановлена свобода торговли (что привлекло на сторону восставших местных крестьян, недовольных продразверсткой), повышена оплата труда рабочих, отменена смертная казнь. Впрочем, это не помешало повстанцам «не распространять» ее на большевиков: уже в первые дни восстания были убиты местные лидеры большевиков, военный комиссар и председатель ЧК, начальник милиции и другие представители складывавшейся советской «номенклатуры».
9 августа красные, собрав по окрестностям города своих сторонников в отряд из 180 человек, пытались вернуть контроль над Ижевском, но их отряд угодил в организованную повстанцами засаду и был разбит. Такая же участь постигла и второй отряд, направленный 11 августа в сторону Ижевска из Агрыза (город на северо-востоке нынешнего Татарстана).
6 августа произошел сильный бой между красными с одной стороны и белыми и чехословаками с другой в районе поселка Утулик (на южном берегу озера Байкал). Красные потеряли 700 человек убитыми, 2500 пленными, 2 бронепоезда, 4 орудия, 7 паровозов и 12 эшелонов. Потери белых составили 70 человек убитыми и 200 ранеными, чехословаков — 4 человека убитыми и 30 ранеными. Наступление белых от Иркутска в сторону Забайкалья продолжилось.
8 августа белые заняли город Калач-на-Дону, приблизившись на 50 километров к Царицыну (ныне Волгоград).
11 августа терские казаки, выступавшие на стороне белых, собрали отряд численностью 12 тысяч человек и начали штурм Грозного. Гарнизону города численностью в 3 тысячи человек удалось отбиться, а затем призвать на помощь чеченцев, выступивших на стороне красных по причине их противостояния с неприятными им казаками. Бои за Грозный шли до середины ноября.
Война на море
С 6 по 12 августа германские подводные лодки затопили 34 судна.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости