Новости – Хроника
Хроника
Капитуляция Болгарии
Британские и австралийские расчеты со 150-миллиметровыми орудиями. Фото: Imperial War Museums
24-30 сентября: Широкий взлом «линии Гинденбурга»
21 мая, 2015 06:50
7 мин
Главным событием конца сентября 1918 года стала капитуляция первой из Центральных держав — Болгарии. Но союзники по Антанте не менее успешно теснили и османскую армию в Палестине и даже немцев на Западном фронте.
Дипломатия и общественная жизнь
24 сентября в Берлине был подписан протокол о ликвидации кондоминиума (совладения) всех Центральных держав в Северной Добрудже и передаче этой территории в состав Болгарии, о чем долгие десятилетия мечтало местное болгарское население. Османской империи, долгое время возражавшей против передачи всей Добруджи Болгарии, в компенсацию возвращалась часть земель в долине реки Марица. Но судьба Болгарии складывалась таким образом, что она владела долгожданной Северной Добруджей всего пять дней.
29 сентября Болгария первой из блока Центральных держав капитулировала перед странами Антанты. Соглашение о перемирии с 30 сентября стало следствием разложения и стремительного разгрома болгарской армии на Салоникском фронте, отказа исполнять приказы и восстаний тысяч болгарских солдат.
Перемирие было объявлено в греческом городе Салоники, потому носит название «Салоникского перемирия». Его условия были тяжелыми и считаются в Болгарии «второй национальной катастрофой»: страна должна была отказаться от мысли объединения с родственным болгарам народом Македонии, от присоединения Добруджи и немедленно вывести остающиеся войска со всех оккупированных ей территорий Сербии и Греции. Также болгары должны были изгнать со своей территории военных Германии и Австро-Венгрии, затем провести демобилизацию своей армии, сократить ее лишь до трех пехотных дивизий, а военно-морской флот — до 10 кораблей. Служба по призыву отменялась, Болгарии запрещалось иметь авиацию и любые виды тяжелого вооружения.
Войска Антанты получали право свободного перемещения по территории страны (фактически — оккупации стратегически важных районов). Болгарии удалось «выторговать» лишь то, чтобы это были только британцы и французы, но не обиженные соседи — сербы с греками, которые могли бы выместить обиду на мирном болгарском населении. Все вооружение и боеприпасы должно было быть передано под контроль стран Антанты.
Войска Антанты получали право свободного перемещения по территории страны (фактически — оккупации стратегически важных районов). Болгарии удалось «выторговать» лишь то, чтобы это были только британцы и французы, но не обиженные соседи — сербы с греками, которые могли бы выместить обиду на мирном болгарском населении. Все вооружение и боеприпасы должно было быть передано под контроль стран Антанты.
В результате капитуляции Болгарии сообщение Германии и Австро-Венгрии с Османской империей было прервано. Армии Антанты с Салоникского фронта теперь могли атаковать немцев и австрийцев по огромному фронту от Румынии до южной Венгрии и северной части Сербии, а турок в окрестностях их тогдашней столицы — Константинополя. Войска Антанты, вступившие на территорию Болгарии, сразу же начали продвижение к границе Румынии, чтобы побудить ее снова вступить в войну на стороне Антанты. Болгарские порты давали странам Антанты возможность вновь выйти в бассейн Черного моря.
Условия выхода Болгарии из войны будут окончательно оформлены в Нейском договоре 27 ноября 1919 года, подписанном в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен. По его условиям Болгария лишалась выхода к Эгейскому морю (эти территории передавались Греции) и части пограничных районов на западе в пользу нового Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (будущей Югославии). По сравнению с границами 1914 года территориальные потери составили 10% (9000 км2 с населением 400 тысяч человек), но с учетом завоеванных и присоединенных в 1915–1916 годах Македонии, Добруджи и других земель Болгария теряла половину территории. Сумма наложенной на страну контрибуции составила 2,25 млрд франков золотом (407 млн тогдашних американских долларов, или 25% национального достояния), которые Болгария должна была выплатить в течение 37 лет. По разным данным во время войны Болгария потеряла убитыми от 62 до 76 тысяч солдат и офицеров. Это надолго остановило еще недавно быстрое возрождение небольшого балканского государства и отбросило его в развитии на десятилетия, способствовало развитию идей реваншизма, что в ходе уже следующей, Второй мировой войны вновь приведет Болгарию к участию в германской гитлеровской коалиции.
Границы Болгарии по Нейскому договору 1918 года
Границы Болгарии по Нейскому договору 1918 года. Карта: dic.academic.ru
29 сентября высшие главнокомандующие немецкой армии Эрих Людендорф и Пауль Гинденбург на совещании в Спа (город на востоке Бельгии) пришли к выводу, что вслед за армиями союзников Германии неизбежную катастрофу потерпит и армия самой Германии и потому необходимо искать пути заключения перемирия с Антантой. Первым шагом должно было стать формирование нового правительства Германии, с которым Антанта могла бы считаться. Германский кайзер Вильгельм II прислушался к этим доводам и в тот же день опубликовал манифест о введении в Германии основ парламентской системы правления, объявил о скорой смене правительства на более либеральное, что также «сигнализировало» готовность Германии к мирным переговорам с Антантой с целью сохранения монархии.
29 сентября, в тот же день, произошло восстание среди немецких солдат в оккупированном Киеве. Они протестовали против их переброски на Западный фронт. Восставшие убили 12 офицеров, и при подавлении их восстания были использованы пулеметы. Но на следующий день волнения охватили уже другой эшелон с немецкими солдатами. Это свидетельствовало о резком падении дисциплины и начавшемся разложении даже в германской армии.
30 сентября правительство Горской республики, контролировавшей значительную часть Дагестана и Чечни, объявило об отмене всех декретов советской власти, о денационализации лесов, пастбищ и водных ресурсов.
Западный фронт
Западный фронт
26 сентября началось масштабное наступление войск Антанты на позиции немцев с целью широкого прорыва «линии Гинденбурга». В качестве первого района наступления был выбран так называемый Аргонский лес в бассейне реки Маас (Мез) в 150 километрах к северо-востоку от Парижа на севере Франции, близ границы с Бельгией. Линия фронта установилась здесь еще в августе 1914 года и с тех пор не менялась. Немцы выстроили в Аргонском лесу глубоко эшелонированную систему обороны, а потому никак не предполагали, что прорыв будет осуществляться в столь сложном районе.
После мощной артиллерийской подготовки (было задействовано около 4800 артиллерийских орудий) французы и американцы шли в атаку на немцев под прикрытием сотен танков и самолетов. В считанные дни союзникам по Антанте удалось вклиниться в немецкую оборону на 4–9 километров на фронте шириной 90 километров, но дальше их наступление застопорилось. Очередная масштабная операция с участием американцев вновь высветила (еще пока) несовершенство американского военного искусства: все дороги в ближнем тылу двух американских армий в первый же день оказались забитыми, на них возникли «пробки», а немцы оказывали упорное сопротивление. Но немецких солдат было уже значительно меньше, чем солдат союзников по Антанте, союзники «давили массой» (550 тысяч солдат и офицеров против 190).
Также союзники вскоре атаковали немцев не только в Аргонском лесу, но и еще в трех столь же неудобных для атак местах по дуге фронта от него до Северного моря. Удары наносились почти одновременно, чтобы «изумить» немецкое командование и не дать ему возможности перебрасывать резервы.
27 сентября начались сильные бои в районе Северного канала (неподалеку от Камбре, в 100 километрах к северу от Парижа). Здесь, в сильно заболоченной равнинной местности, рассеченной недостроенным каналом, немцев атаковали британцы и канадцы. Канал, по которому проходила линия фронта, представлял сам по себе дополнительную линию обороны, — местами осушенный, с приподнятым и берегами до 4,6 метра высотой. Ранее союзники, как и в Арагонском лесу, не пытались атаковать здесь немцев.
Атака началась ночью, в полной темноте, и стала неожиданной для немцев. Уже к середине утра все защитники немецкого берега отступили или были захвачены в плен.
28 сентября союзники по Антанте атаковали немцев на самом западном участке фронта, проходившем по территории Бельгии («Пятая битва на Ипре»). Здесь против 16 дивизий немцев были брошены в бой 12 бельгийских дивизий, 10 британских и 6 французских. Британцы начали атаку ранним утром без предварительной артподготовки на 7-километровом участке фронта. Благодаря численному и техническому превосходству армии Антанты быстро вклинились в немецкую оборону на 9,7 километра, отбив ранее обильно политые кровью места сражений при Пашендейле. К 30 сентября все стратегически важные высоты вокруг города Ипр были заняты союзниками по Антанте, до городов западной Бельгии Гент и Брюгге через «взломанную» немецкую оборону оставалось всего 20–30 километров. До 10 тысяч немецких солдат и офицеров попали в плен, в качестве трофеев союзникам досталось 300 артиллерийских орудий и 600 пулеметов. Из-за заболоченности почв и плохих, разрушенных артиллерией дорог боеприпасы и продовольствие для 15 тысяч наступающих солдат доставлялись самолетами и сбрасывались на парашютах.
Британский транспортер тяжелого вооружения Mk I «Harwich» во время Стодневного наступления. Сентябрь 1918 года
Британский транспортер тяжелого вооружения Mk I «Harwich» во время Стодневного наступления. Сентябрь 1918 года. Фото: Imperial War Museums
Наконец, 29 сентября французы, американцы и австралийцы атаковали немцев в четвертом месте, в 20–30 километрах к югу от Северного канала, в районе канала Сен-Кентен. Атака осуществлялась также без артподготовки, но с применением 150 танков, которые успешно на 17-километровом участке прорвали «линию Гинденбурга». Это была ошеломляющая и быстрая победа. В ходе последующих дней союзники успешно расширяли прорыв.
Салоникский фронт
24 сентября британские войска захватили Струмицу (на юго-западе нынешней Македонии) и готовились к вторжению на довоенную территорию Болгарии. Болгарское командование пыталось остановить превратившееся в бегство отступление своих войск с помощью жестких методов, но это привело лишь к еще большему выходу из подчинения. 8 тысяч солдат объявили откровенный мятеж и «превратили войну империалистическую в войну гражданскую». 24 сентября они заняли город Кюстендил на западе Болгарии, где арестовали офицеров генштаба. Оттуда направились дальше на Софию с целью свержения царя Фердинанда и его правительства. В Болгарии эти события называют Владайским восстанием по названию юго-западного пригорода Софии — Владай, докуда удалось дойти солдатам.
24 сентября британские войска захватили Струмицу (на юго-западе нынешней Македонии) и готовились к вторжению на довоенную территорию Болгарии. Болгарское командование пыталось остановить превратившееся в бегство отступление своих войск с помощью жестких методов, но это привело лишь к еще большему выходу из подчинения. 8 тысяч солдат объявили откровенный мятеж и «превратили войну империалистическую в войну гражданскую». 24 сентября они заняли город Кюстендил на западе Болгарии, где арестовали офицеров генштаба. Оттуда направились дальше на Софию с целью свержения царя Фердинанда и его правительства. В Болгарии эти события называют Владайским восстанием по названию юго-западного пригорода Софии — Владай, докуда удалось дойти солдатам.
Царь Фердинанд, услышав о крупном мятеже в отступавшей армии, начал искать выход из создавшегося положения. Сразу же была сформирована делегация на мирные переговоры с Антантой в Салоники, из тюрем были выпущены известные политзаключенные, которых направили на переговоры с мятежниками, а саму Софию «прикрыли» надежные германские войска.
Но 27 сентября один из этих политзаключенных-переговорщиков, социалист (и будущий премьер-министр Болгарии) Александр Стамболийский, выступая перед восставшими солдатами в городе Радомир (в 20 километрах к юго-западу от Софии), объявил о свержении монархии и провозглашении Болгарии республикой. Солдаты немедленно выбрали Стамболийского «президентом».
28 сентября оставшиеся верными правительству юнкера и немцы в Софии начали атаковать восставших солдат. Наиболее жестокими бои были 30 сентября, когда против них применялась артиллерия и пулеметы: погибло до 400 восставших солдат, со стороны юнкеров и немцев убитых было 30 человек. Восстание было подавлено, но неповиновение на фронте охватывало все новые части: в последние дни перед капитуляцией отказывались воевать уже 30 тысяч болгарских солдат.
Союзники по Антанте тем временем продолжали стремительное продвижение вглубь Македонии. 26 сентября части сербской армии освободили город Велес (в центре нынешней Македонии, в 70 километрах к северу от границы с Грецией, по которой около двух лет проходил Салоникский фронт). На западе Македонии 26 сентября итальянцы заняли Крушево (в 50 километрах к северу от границы с Грецией). 29 сентября французы после тяжелых боев вступили в Ускюб (ныне столица Македонии — Скопье), а сербы — в расположенный от него к западу Иштип (ныне Штип). Одна из немецко-болгарских армий (11-я) к моменту капитуляции попала в полное окружение.
В ходе прорыва под Добро Поле и последовавшего за ним последнего наступления союзников по Антанте на Болгарию попало в плен 92 000 солдат, 1500 офицеров и 5 генералов. У болгар было захвачено 500 артиллерийских орудий, 10 000 лошадей и большое количество различных запасов.
Палестинский фронт
Разгромив основные турецкие силы на фронте, британцы и их союзники продолжали развивать успешное наступление вглубь ближневосточных владений Османской империи. 25 сентября австралийская кавалерия прорвалась к Галилейскому морю (озеру Киннерет на севере нынешнего Израиля) и захватила город Тверия. Небольшой османский гарнизон города не ожидал появления здесь врагов и был застигнут врасплох. Увидев британские бронемашины, усиливавшие кавалеристов, солдаты предпочли сдаться в плен. В тот же день был разгромлен небольшой османо-германский военный лагерь в Самахе на берегу Галилейского моря.
25 сентября турки потерпели крупную неудачу и к востоку от Иерусалима, в районе Аммана (нынешняя столица Иордании), который тоже был наконец-то с третьей попытки захвачен британцами при активной помощи вооруженных частей арабов Аравийского полуострова. Туркам не помогли хорошие укрепления города, возведенные после первых попыток штурма, и естественная защита в виде болот на подступах к Амману. Город был захвачен энергичным штурмом в течение суток, более 2,5 тысяч турок попали в плен.
26 сентября англичане вступили в битву с отступающими турками в районе Ирбида (на северо-западе современной Иордании), 27 сентября арабские союзники британцев заняли город Деръа (на юге нынешней Сирии) а англичане — мост Дочерей Иакова через Иордан (к северу от Галилейского моря, на севере современного Израиля), к 30 сентября союзники по Антанте стояли уже в Эль-Кисве (в 10 километрах к югу от Дамаска), вступив в пределы Сирии. Катастрофа османской армии все более напоминала катастрофу болгарской армии в Македонии.
Гражданская война в России
25 сентября красные в восточных районах Кубани, усилившиеся прорвавшейся на соединение с ними через горы Таманской армией, атаковали Армавир (на востоке нынешнего Краснодарского края). Белые предпочли из тактических соображений вновь оставить город (уже много раз переходивший из рук в руки), дожидаясь подкреплений. Но когда они подоспели, ожесточенные попытки вновь отбить город, продолжавшиеся весь конец сентября, потерпели неудачу. 28 сентября красные вновь отбили у белых также Невинномысск (на востоке нынешнего Ставропольского края).
27 сентября ожесточенные бои шли в южных пригородах Царицына (ныне Волгоград), где белые вновь пытались захватить город.
Война на море
В период с 24 по 30 сентября германские подводные лодки затопили и повредили 18 судов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости