Новости – Хроника












Хроника
Италия идет вперед

Цепеллин над Англией. 1915 год. Фото: Imperial War Museums
25 — 31 мая. Германские цеппелины совершили налет на Лондон
9 сентября, 2014 06:03
4 мин
В конце мая 1915 года тревожные сводки с фронтов шли одна за другой. В Альпах итальянские войска начали, как им казалось, победное наступление на австрийцев, но почти сразу завязли в кровопролитных боях. Германские дирижабли впервые бомбили Лондон, а на Восточном фронте немецкие войска продолжали теснить русских в Польше и Галиции. На Кавказе продолжалась армянская трагедия, в Москве произошел масштабный погром.
Дипломатия и общественная жизнь
26 — 29 мая в Москве произошли массовые беспорядки с избиениями, ограблениями и убийствами иностранцев. Прежде всего толпы погромщиков избивали россиян немецкого происхождения, но иногда доставалось и тем, кто казался просто «похожим» на немцев. Среди частности, пострадали несколько «союзных» англичан и французов и даже консул Колумбии.
Поводом послужил отказ в прибавке зарплаты десяткам женщин, которые трудились в комитете великой княгини Елизаветы Федоровны (этот комитет оказывал благотворительную помощь на местах семьям солдат, но работницам платили небольшие деньги). Возмущенные москвички столпились у дома генерал-губернатора на Тверской и стали обвинять во всех своих бедах великую княгиню — немку по происхождению. Собралась толпа сочувствующих, немедленно подхвативших обвинения в адрес и императрицы, и всех немцев. В тот же день рабочие ситценабивной фабрики Гюбнера, недовольные тем, что из Москвы не выслали «эльзасцев» (вместе с другими немцами), оставили рабочие места и вышли на манифестацию с портретом государя и национальными флагами. Они направлялись на Прохоровскую мануфактуру: вспыхнувшую среди тамошних рабочих дизентерию молва также приписывала «проискам немцев».
Наутро следующего дня толпа собралась у ворот «Товарищества ситценабивной мануфактуры Эмиль Циндель». Оттеснив полицию, погромщики ворвались во двор, избили директора фабрики — московского мещанина Карлсена — на глазах его дочери, сестры милосердия. Затем настал черед фабрики Роберта Шрадера. Помимо разграбления предприятия толпа зверски расправилась с четырьмя женщинами-родственницами директора. Одной из убитых немок было более 80 лет.
28 мая полиция, не способная обуздать погром, начала свозить в тюрьму самих немцев, чтобы сберечь их жизнь от «народного» гнева. На этом фоне была разгромлена аптека «Феррейн» на Никольской улице — погромщики извлекли из подвалов все запасы спирта (пять пудов) и распили его. К середине дня многотысячная толпа собралась на Красной площади, скандируя требования об отречении императора и передаче престола великому князю Николаю Николаевичу, а также о пострижении императрицы в монахини. В центре Москвы, на Мясницкой, погромщики ходили со списками от магазина к магазину, от квартиры к квартире, и методично громили в случае выявления немцев. За два часа было разгромлено 8 магазинов и 7 контор: магазины Эйнема (кондитерских изделий), Роберта Пфеффера (электрических принадлежностей), Фохта (рейнский погреб), Зоргагена (по продаже шерсти), инженера Карла Линденберга и Павла Вортмана (технические конторы), Гросмана (мельнично-строительная) и так далее.
Уголовные дела, заведенные по свидетельским показаниям, были вскоре закрыты — по большей части «за необнаружением виновных». В других случаях не хватало доказательств.
В ходе погромов пострадало 475 торговых предприятий, 207 квартир и домов, 113 германских и австрийских подданных и 489 русских подданных (с иностранными или похожими на иностранные фамилиями). Общая сумма убытков составила более 50 млн рублей, а в погромах согласно документам следствия приняло участие около 50 тысяч человек, в основном, московских рабочих.
31 мая состоялись парламентские выборы в Греции, на которых победила Либеральная партия Элефтериоса Венизелоса, получившая 186 мест в Парламенте из 316. Венизелос был сторонником союза Греции со странами Антанты, в то время как греческий король Константин склонялся к поддержке Германии. Победа либеральной партии на выборах в Парламент обострила противостояние между этими двумя лидерами греческой политики.
Западный Фронт
25 мая завершились активные боевые действия в районе бельгийского города Ипр, где немцы в течение нескольких недель пытались прорвать фронт союзников. Добиться хоть какого-либо успеха им не удалось, несмотря на применение газового оружия.

Руины на площади. Ипр. Май 1915. Фото: Imperial War Museums
Руины на площади. Ипр. Май 1915. Фото: Imperial War Museums
31 мая германские Цеппелины совершили первый бомбардировочный налет на Лондон. В результате от разрыва бомб погибли и были ранены 42 человека. Урон от рейда оказался скорее психологическим — главный удар был нанесен удар по престижу Великобритании. В ответ уже через неделю дирижабль LZ-38, бомбивший Лондон, был уничтожен в Брюсселе английской летающей лодкой.
Восточный Фронт
В Польше германские части продолжали успешное наступление и подошли к недавно занятой русскими войсками австро-венгерской крепости Перемышль. В поражении русских войск, страдавших от катастрофического недостатка снарядов, решающую роль играло превосходство артиллерии немцев. Командующий 4-й дивизии генерал Антон Деникин вспоминал: «Помню сражение под Перемышлем в середине мая. Одиннадцать дней жестокого боя 4-ой стрелковой дивизии... Одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжелой артиллерии, буквально срывавшей целые ряды окопов вместе с защитниками их. Мы почти не отвечали — нечем. Полки, измотанные до последней степени, отбивали одну атаку за другой — штыками или стрельбой в упор; лилась кровь, ряды редели, росли могильные холмы... Два полка почти уничтожены — одним огнем [артиллерии]».
Итальянский фронт
Италия, только на днях вступившая в войну, устремилась в наступление на Австро-Венгрию в Альпах. Итальянское командование рассчитывало, что австрийцы, почти все силы которых были сосредоточены на фронте против русских в Галиции и Карпатах, не окажут серьезного сопротивления, однако все оказалось иначе.
Итальянцы имели в наличии 870 тысяч солдат, 1500 легких и 200 тяжелых орудий. В Альпах им противостояли не более 120 тысяч австрийских солдат. Немцы, воюющие сразу на два фронта, смогли помочь союзнику только тяжелой артиллерии. Но на стороне австро-венгерской армии был крайне сложный рельеф местности нового фронта — крутые скалистые горы, благодаря которым боевые действия могли вестись лишь в узких ущельях, что мешало наступающим итальянцам реализовать численное преимущество.

Поле битвы при Изонце во время перемирия. Фото: Imperial War Museums
Поле битвы при Изонце во время перемирия. Фото: Imperial War Museums
Пограничные бои развернулись вдоль долины реки Изонцо, в Карнийских и Кадорских Альпах и в регионе Трентино. На последнем направлении итальянцам удалось немного продвинуться вперед. Кроме того, не смотря на сопротивление австрийцев, итальянцы сумели переправиться через реку Изонцо и захватить высоту Монте-Неро. Однако постоянные контратаки австрийцев и нехватка артиллерийских снарядов сделали дальнейшее наступление невозможными. В узких проходах между отвесными скалами или на открытых склонах даже такое простое дело как уничтожение проволочных заграждений становилось почти невыполнимой задачей — все, кто к ним приближался, издали становился идеальной мишенью для пулеметов.
Геноцид армян
26 мая 1915 года стало еще одним этапом в разворачивавшейся на Кавказе армянской трагедии. В этот день министр внутренних дел Турции Талаат-паша представил «Закон о депортации», в котором предусматривались меры против лиц, выступавших против правительства в мирное время. Уже 30 мая закон был утверждён меджлисом. Этот документ стал одной из формальных основ для последовавших депортаций армян, которые были обвинены в предательстве и сотрудничестве с русскими властями. Талаат-паша отдал приказ выслать «всех армян без исключения» из десяти провинций восточного региона Османской империи. В основу депортации был положен, в частности, принцип, согласно которому число армян не должно было превышать 10 % от количества мусульман в регионе. В тоже время в некоторых областях армянам удалось избежать подобной участи. Турки не рискнули на массовую депортацию армянского населения Стамбула и Эдирне из-за опасений, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса, а армяне Смирны (ныне город Измир) были спасены губернатором Рахми-беем, считавшим, что их высылка нанесёт смертельный удар по торговле в городе.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости