Новости – Хроника
Хроника
Гибель «Лузитании»
Погружение пассажирского лайнера Лузитания после его торпедирования немецкой подводной лодкой U20. Изображение: Deutsches Bundesarchiv
4-10 мая. Немецкая подлодка потопила один из крупнейших пассажирских трансатлантических лайнеров
6 сентября, 2014 13:16
4 мин
В первой половине мая ожесточенные сражения развернулись почти на всех театрах военных действий — на Западном и на Восточном фронтах Европы, в армянских горах и пустынях Юго-Западной Африки. В эти же дни весь мир вздрогнул от известия о гибели у берегов Великобритании пассажирского лайнера «Лузитания», торпедированного немецкой подлодкой. Катастрофа унесла жизни почти 1200 человек.
Западный Фронт
9 мая началось очередное наступление войск Антанты во Франции, в провинции Артуа. Таким образом французское командование решило ответить на предпринятые ранее попытки немцев прорвать фронт союзников на соседнем участке — под Ипром. Как и германское наступление, это также провалилось, и все обернулось продолжавшимися почти пять недель бессмысленными кровопролитными атаками.
Французский штаб предполагал нанести удар в северной французской провинции Артуа, в 100 км южнее бельгийского Ипра, что, в случае прорыва фронта, грозило бы окружением действовавшей там немецкой группировки — она оказалась бы прижата к морю. Таким образом, французы рассчитывали покончить с безнадежно затянувшейся позиционной войной. Согласно плану, английская армия должна была наступать на деревню Нев-Шапель неподалеку от Лилля, французская ― чуть южнее, на Аррас, чтобы захватить господствующие высоты. Перед французскими частями была поставлена задача прорыва немецкого фронта на протяжении 10 км, британская армия должна была атаковать участок фронта в 6 км. Союзники сконцентрировали войска так, что имели в районе наступления двукратное превосходство над немцами.
Наступление началось с мощной артподготовки, которая оказалась на французском участке весьма успешной — немецкие окопы были сравнены с землей, пулеметы большей частью уничтожены, а укрытия и убежища разрушены. Однако вскоре командованию пришлось отозвать стремительно ушедшие вперед части, чтобы они не попали в окружение, поскольку не удалось так же быстро наладить их снабжение боеприпасами. Британские же части смогли захватить лишь переднюю линию немецких окопов. Немцы, тем временем, подтянули резервы, и снова завязались кровопролитные позиционные бои.
Восточный фронт
Немецкие войска продолжали развивать успех наступления в районе города Горлице в западной Галиции (ныне территория южной Польши), где неделей ранее им удалось прорвать русский фронт. Это стало результатом просчета русского генерала болгарского происхождения Радко Радко-Дмитриева, не создавшего на своем участке фронта глубокой обороны. Также опасность ситуацию не сразу осознал и сам Верховный Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич — 6 мая, когда немецкие части уже стремительно двигались в тыл русским, он продолжал требовать перехода в контрнаступление.
Дарданелльский фронт
6 мая англо-французские войска, высадившиеся ранее на Галлипольском полуострове в Дарданеллах, начали новое наступление, пытаясь углубиться вглубь турецкой территории. Однако повторный штурм прибрежной деревушки Крития снова не удался. Всего за два дня в бесплодных атаках на турецкие пулеметы и пушки союзники потеряли 6300 солдат только убитыми.
Война в Африке
Южноафриканские войска развивали наступление в Германской Юго-Западной Африке. Немецкие колониальные части были вынуждены оставить городки Очимбингве, Карибиб, Фридрихсфельде, Вильгельмсталь, Окаханджа. 5 мая южноафриканцы подошли к столице колонии, городу Виндхук. В германском Камеруне, тем временем, продолжались бои за столицу – Яунде. Здесь удача оставалась на стороне немцев — им помогали труднодоступность местности, неблагоприятная погода и отсутствие координации британских и французских частей. В итоге германским силам удалось отбить штурм.
Кавказский фронт
Русская армия и сражающееся на ее стороне армянское ополчение пытались пробиться на помощь поднявшимся на борьбу армянам Османской империи. В начале мая передовые части приблизились к городу Ван, где местные жители почти месяц держали оборону. Турки были вынуждены снять осаду и отступить. 6 мая русские войска и армянские добровольцы вступили в город, восторженно встреченные защитниками и населением. Военный орган самообороны обратился с воззванием «К армянскому народу», в котором приветствовал победу справедливого дела над насилием и тиранией. Ванская самооборона и маневр русской армии спасли от неминуемой гибели десятки тысяч жизней мирных жителей.
Геноцид армян
9 мая правительство Османской империи приняло решение выслать всех уцелевших после погромов армян восточной Анатолии из мест компактного проживания. Из-за опасений, что депортируемые армяне будут сотрудничать с русской армией, высылка должна была производиться в обратном от фронта направлении — в пустыни Месопотамии. Также началось и выселение средиземноморских армян из Киликии — Юго-восточной части Малой Азии.
Армянская женщина на коленях рядом с мертвым ребенком. Сирия. Фото: Библиотека Конгресса США
После утомительных «маршей смерти», в ходе которых погибли десятки тысяч армян, уцелевших согнали в концентрационный лагерь Дейр-эз-Зор в пустыне Сирии. Там от голода, антисанитарии и болезней впоследствии погибло около 150 тысяч человек, и лишь единицам удалось бежать и спастись с помощью местных арабов.
Уничтожение армянского населения сопровождалось кампанией по уничтожению армянского культурного наследия — их памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, армянские кварталы городов разрушались или занимались турецким и курдским населением и переименовывались. Многие древние храмы были разрушены, еще большее число было преобразовано в мечети, караван-сараи и другие помещения. Так, армянский собор в Эдессе турки преобразовали в пожарное депо.
Война на море
7 мая всего в 19 километрах от побережья Ирландии немецкая подводная лодка U-20 торпедировала британский пассажирский лайнер «Лузитания», совершавший рейс из США. После катастрофы «Титаника» он считался самым крупным пассажирским теплоходом в мире и на тот момент успешно преодолел Атлантику более 200 раз.
Германская подводная лодка U-20 уже несколько дней «пиратствовала» в водах вокруг Ирландии и затопила за 5-6 мая четыре корабля. Капитан «Лузитании» Уильям Тернер получил предупреждение об активности немецкой субмарины на маршруте и предпринял меры предосторожности: были закрыты герметичные двери между отсеками, расчехлены и вывалены за борт спасательные шлюпки, увеличено количество дозорных. Также был несколько изменен курс и увеличена скорость. При этом лайнер шел с закрашенным названием и без флага.
Немецкая подводная лодка U20 на мели на западном побережье Дании. Фото: National Library of Denmark
«Лузитания» преодолела почти весь маршрут, но роковой встречи избежать не удалось. Заметив лайнер, подлодка с расстояния около 900 м выпустила в его борт две торпеды. Лайнер получил огромные пробоины и затонул в течение 18 минут, унеся жизни 1198 человек, в том числе 128 американцев. Среди погибших было много знаменитостей, в том числе миллионер из знаменитого клана Вандербильт — Альфред.
Спасательное судно пришло на место бедствия только спустя три часа, выжить удалось 761 человеку. Причиной такого количества жертв стало то, что торпеды попали в борт, буквально разворотив его, и корабль быстро дал крен, из-за чего шлюпки было крайне трудно спустить.
Потопление «Лузитании» в большинстве цивилизованных стран мира почти сразу назвали военным преступлением, поскольку немецкая подлодка атаковала сугубо мирный пассажирский корабль. В Германии, между тем, поначалу такие обвинения отвергали, ссылаясь на то, что «Лузитания» принадлежала Великобритании, с которой они находятся в состоянии войны, была атакована у ее берегов, и к тому же, команда судна сделала все, чтобы его невозможно было опознать. Также в Берлине отмечали, что предупреждали пассажиров и команду «Лузитании» перед отплытием из Нью-Йорка об опасности путешествия в Великобританию. За несколько дней до рейса посольство Германии в США опубликовало в газетах и рекламных листках следующее сообщение:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ, планирующим отправиться в плавание через Атлантический океан, напоминаем, что Германия со своими союзниками находится в состоянии войны с Великобританией и её союзниками; воды близ Британских островов являются зоной ведения боевых действий, так что согласно официальному предупреждению, данному Правительством Германской империи, все суда, идущие под флагом Великобритании или её союзника, подлежат уничтожению в этих водах, и путешественники, вошедшие в зону ведения боевых действий на судне Великобритании или её союзника, действуют на свой страх и риск.
Посольство Германской Империи, Вашингтон 22 апреля 1915
ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ, планирующим отправиться в плавание через Атлантический океан, напоминаем, что Германия со своими союзниками находится в состоянии войны с Великобританией и её союзниками; воды близ Британских островов являются зоной ведения боевых действий, так что согласно официальному предупреждению, данному Правительством Германской империи, все суда, идущие под флагом Великобритании или её союзника, подлежат уничтожению в этих водах, и путешественники, вошедшие в зону ведения боевых действий на судне Великобритании или её союзника, действуют на свой страх и риск.
Посольство Германской Империи, Вашингтон 22 апреля 1915
Между тем, по свидетельствам очевидцев, капитан «Лузитании» перед отплытием успокаивал пассажиров, что лайнер неуязвим для подводных лодок, поскольку они слишком тихоходны и просто не могут угнаться за их кораблем.
10 мая русские корабли атаковали Босфор, обстреляв береговые укрепления. Повреждения получил и вышедший на бой немецкий крейсер «Гебен». Тем не менее, русские корабли не рискнули углубляться в Босфор, опасаясь более мощных береговых батарей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости