Новости – Хроника












Хроника
Гибель «Летящей леди»

Русские солдаты в Карпатах. Фото: Agence Rol / Gallica.bnf.fr / Bibliotheque nationale de France
28 декабря 1915 года — 3 января 1916 года: русские войска начали новое наступление в Карпатах
10 октября, 2014 06:03
5 мин
Новый 1916 год мир встречал без радости. «Великая война» уже перемолола миллионы жизней, искалечила судьбы десятков миллионов, ставших вдовами, сиротами или беженцами. Но конца ей видно не было. Целые нации, например, армяне, оказались на грани физического истребления. Мир готовился к очередному году тяжелых испытаний, страданий и мученических смертей.
Общественная жизнь
31 декабря формально прекратила деятельность одна из первых российских монополий — синдикат «Продуголь», хотя во избежание хаоса в угольной промышленности де-факто соинвесторы поддерживали его деятельность еще полтора года. Объединение концентрировало в своих руках 50% всех разведанных угленосных земель Донецкого бассейна, 48% объемов добычи и 43% угольного рынка. Существенная часть ресурсов «Продугля» контролировалась бельгийскими и французскими банками, а основное управление организацией осуществлялось комитетом из Парижа. Даже оригинал Устава общества был написан на французском языке.
2 января оформлено создание Русского ботанического общества, инициаторами создания которого стали киевские ботаники Сергей Навашин, Евгений Вотчал и Александр Фомин. Несмотря на испытания военных лет, российская наука продолжала развиваться. Впрочем, и ботаника была не так далека от нужд фронта, как кажется на первый взгляд: ведь в числе прочего она изучала и растения, содержащие каучук, волокна, йод, прочее техническое и лекарственное сырье.
Западный фронт
В условиях относительного затишья и позиционной войны англичане, французы и бельгийцы подводили невеселые итоги. За 1915 год потери союзников на Западном фронте составили около двух миллионов погибшими, раненными и пленными. При этом их самые крупные успехи на фронте ограничились продвижением войск не боле чем на 2-3 мили, и то лишь на нескольких участках.

Германская карточка на продукты питания. Фото: Библиотека Конгресса США
Германская карточка на продукты питания. Фото: Библиотека Конгресса США
Впрочем, кампания 1915 года обозначила союзникам путь к победе. Великобритания разработала новый план действий Антанты, основанный на постепенном изматывании Германии с ее ограниченными ресурсами. В снабжении снарядами тяжелой артиллерии, например, в связи с развитием военной промышленности к концу 1915 года Антанта уже сравнялась с Германией, а в дальнейшем стала превосходить ее.
Германия же, уже ощущавшая к концу второго года войны крайний недостаток во многих жизненно важных ресурсах, должна была еще делиться ими и с Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией. Германское население окончательно было переведено на голодные пайки и ощущало жесткий дефицит самых необходимых продуктов питания, не устранимый никакими суррогатами. Эти лишения угнетающе действовали на население и способствовали успеху британской стратегии.
Восточный фронт
Итоги 1915 года на Восточном фронте для Германии на первый взгляд казались более оптимистичными: русская армия была окончательно оттеснена от границ империи в болота Полесья и парализована как минимум на несколько месяцев. С начала войны она потеряла почти все профессиональные кадры (3,4 миллиона человек, из них 312 600 убитыми и 1,55 миллиона пленными и без вести пропавшими, в том числе 45 тысяч офицеров и врачей). Немцами были захвачены территории нынешних Польши, Литвы, юг современной Латвии и запад сегодняшней Беларуси, Волынь. Галиция вновь вернулась в руки австро-венгров, а сами они спасены от разгрома. Россия лишилась важных союзников — фактически уничтожена Сербия, Болгария перешла на сторону Германии и Австро-Венгрии, Румыния отказалась от присоединения к Антанте, убиты сотни тысяч тяготевших к России армян, потерпела полную неудачу англо-французская операция по захвату Дарданелл (это позволило бы снять транспортную блокаду с России, в результате войны лишившейся торговых связей через Балтийское и Черное моря).
Но стратегического поражения России немцам нанести так и не удалось: при выводе войск из «польского мешка» русское командование сумело избежать окружения больших группировок, мобилизационные ресурсы России позволяли формировать новые армии, а промышленность успешно развивала военное производство, преодолевая «снарядный голод». Все эти факторы позволяли предполагать, что наступающий 1916 год уже не будет для Германии и их союзников столь удачным, как 1915-й. Даже учитывая то, что противники России продолжали наращивать на нее давление — если в начале войны Россия оттягивала на себя только 31% всех враждебных сил, то к 1916 году уже более 50% сил Германии, Австро-Венгрии и Османской империи действовали против России.
Уже в последние дни декабря русская армия, едва оправившись после «Великого отступления», начинает новую зимнюю операцию на реке Стрыпе (на территории нынешней западной Украины), чтобы хоть как-то помочь сербам.
Стремительная атака австро-венгерских, немецких и болгарских войск на Сербию осенью 1915 года, завершившаяся ее разгромом, застала врасплох союзников по Антанте. Случай был совершенно особый: ведь поводом ко всей мировой войне послужила именно угроза свободе и независимости Сербии, которая теперь стремительно теряла не только свободу, но и всю территорию.
В течение ноября 1915 года в России шло формирование новой, 7-й армии в районе Одессы. Россия запрашивала Румынию дать разрешение на ее проход по своей территории в сторону Сербии для оказания помощи сербской армии, но румыны отказались. В итоге в декабре 7-я армия была переброшена в Карпаты в район Трембовля-Чортков, где должна была начать очередную зимнюю наступательную операцию — если и не прорваться в Сербию, то хотя бы оттянуть на себя часть австро-венгерских войск.

Австро-венгерская артиллерия держит оборону в Карпатах. Фото: Фото: Imperial War Museums
Австро-венгерская артиллерия держит оборону в Карпатах. Фото: Фото: Imperial War Museums
План этот явно опоздал — к концу декабря Сербия была окончательно разгромлена, остатки ее армии отступали в Албанию для эвакуации западными союзниками на кораблях. Тем не менее, 27-29 декабря на карпатской реке Стрыпа русские начали попытку наступления. Оно шло в крайне тяжелых погодных условиях: мокрый снег, грязь, не дававшая даже возможности делать перебежки, «раскисшее» бездорожье. Ситуация осложнялось тем, что наступавшие русские корпуса не имели между собой хорошей связи и артиллерийской поддержки.
Ожесточенные бои продолжались около месяца, после чего наступление захлебнулось. Оно стоило русской армии 50 тысяч солдат и офицеров убитыми, ранеными, обмороженными и пленными.
Кавказский фронт
После того, как турки были вынуждены перебросить часть войск с Кавказа в Месопотамию для противодействия наступавшим англичанам, к началу 1916 года сложилась относительно благоприятная ситуация для возобновления русского наступления. По состоянию на январь 1916 года, османские войска насчитывали 126 тысяч человек, из которых боеспособными были менее половины: многим турецким солдатам не хватало даже винтовок. При них было всего 77 пулеметов и 180 орудий, что позволило русскому командованию уже в январе начать успешную операцию по захвату города Эрзерум.
В первые дни 1916 года командующий кавказской армией генерал Николай Юденич в обстановке строгой тайны снял самые боеспособные части с зимних квартир и начал выдвижение на боевые позиции.
Война в Африке
Новогодним «подарком» для стран Антанты стала очередная победа в германской колонии Камерун в Африке — 1 января 1916 года пал город Яунде (нынешняя столица Камеруна), оборонявшийся немцами около трех месяцев. Остатки немецких войск бежали в испанскую колонию Рио-Муни (Испания сохраняла нейтралитет в войне), где были интернированы. Эта победа союзников означала конец немецкого сопротивления в Камеруне за исключением небольшого гарнизона, блокированного в крепости Мора (северный Камерун) — он будет сражаться еще около двух месяцев.
Война на море
28 декабря легкий австро-венгерский крейсер «Гельголанд», подводная лодка и пять эсминцев подошли к Дуррацо (ныне албанский порт Дуррес), где затопили французскую подводную лодку, греческий пароход и две шхуны, а также обстреляли город. К 29 декабря к Дуррацо подошли корабли англичан и итальянцев, которым, в свою очередь, удалось потопить два австро-венгерских эсминца, повредить третий и нанести ущерб крейсеру, в результате чего остатки австро-венгерской эскадры ушли на базу в Котор.

Австро-венгерский крейсер «Гельголанд». Фото: Deutsches Bundesarchivesarchiv
Австро-венгерский крейсер «Гельголанд». Фото: Deutsches Bundesarchiv
К началу 1916 года все флоты воюющих стран на Адриатике пополнились новыми боевыми кораблями, но задачи их в целом не изменились: союзники по Антанте стремились обеспечить безопасность своих морских коммуникаций от германских подлодок.
30 декабря немецкие подводники без предупреждения торпедировали еще один пассажирский пароход. Трагедия произошла у острова Крит в Средиземном море, а жертвой стал британский лайнер «Персия», шедший из Индии. Погибли 330 членов экипажа и пассажиров, которые в момент атаки мирно обедали в салоне. В числе жертв этой катастрофы оказалась и известная в те годы красавица Элеанора Веласко Торнтон, послужившая моделью для «Летящей Леди» — символического изображения богини Ники на капоте автомобилей марки «Роллс-Ройс». Также на морское дно отправилось огромное количество золота и драгоценных камней, принадлежавших одному из индийских раджей. Нападение на лайнер было совершено снова в нарушение всех правил боевых действий на море, согласно которым пассажиры должны были быть как минимум предупреждены об атаке и пересажены на шлюпки. После того, как немецкое командование не отреагировало на возмущение британских властей, англичане в отместку решили более немецких подводников в плен не брать и в случае захвата казнить на месте. Стоит отметить, что за 1915 год немцы по разным причинам уже потеряли 19 подводных лодок (треть от их общего количества), но потери Великобритании и других стран от их активности были куда большими.
Всего по состоянию на конец 1915 года немецкие подводники потопили 259 английских судов. Это было не фатально для мощного британского флота и не могло помешать перевозкам пассажиров, сырья, товаров, а тем более войск, но сама по себе цифра производила угнетающее впечатление в стране. Также немцы потопили 89 судов из нейтральных стран, заподозрив их в перевозке грузов для стран Антанты. Несмотря на несомненные преимущества британского флота, у англичан были и уязвимые места: ощущалась нехватка береговых патрульных кораблей и минных тральщиков для борьбы с вражескими подлодками и минными полями. В результате британскому правительству пришлось проводить мобилизацию гражданских судов и лодок всех типов, включая яхты и прогулочные пароходы, зачислять в резерв военного флота рыбаков и других гражданских моряков.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости