Новости – Хроника












Хроника
Гибель «Императрицы Марии»

Флагман Черноморского флота линкор «Императрица Мария». Фото: Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ.
17-23 октября: на рейде Севастополя затонул флагман Черноморского флота
21 ноября, 2014 07:41
3 мин
Во второй половине октября 1916 года основные события разворачивались на Западном фронте, где союзники упорно продолжали пытаться наступать и на Сомме, и под Верденом. Ожесточенные бои шли под проливными дождями, по пояс в грязной жиже. Тем временем, в Севастополе при до сих пор невыясненных обстоятельствах взорвался и затонул флагман Черноморского флота линкор «Императрица Мария».
Дипломатия и общественная жизнь
18 октября было открыто сквозное движение до Владивостока по Транссибирской железной дороге — полностью по Российской территории (до этого поезда следовали по Китайско-восточной железной дороге, пролегающей по территории Китая). В этот день был торжественно открыт и освящен последний недостроенный мост — через Амур в районе Хабаровска.
19 октября проходившая в Булони франко-британская конференция заявила о признании «альтернативного» греческого правительства, сформированного месяцем ранее в Салониках премьер-министром Элефтериосом Венизелосом. Оно выступало за союз с Антантой, в то время как правительство греческого короля Константина I открыто поддерживало Германию.
20 октября в Севастополе на одном из самых современных кораблей российского флота (введен в строй только в 1915 году) линкоре «Императрица Мария» произошёл взрыв порохового погреба, после чего судно затонуло. Вместе с кораблем погибли 1 офицер, 2 старшины и 149 матросов, позже от полученных ранений и ожогов скончалось еще 64 человека. Жертв могло быть гораздо больше, если бы во время взрыва, произошедшего в носовой орудийной башне линкора, экипаж корабля не стоял на молитве на палубе. Кроме того, часть офицеров находилась в береговом увольнении. «Императрица Мария» был флагманом Черноморского флота, на котором при выходе в море находился командующий Черноморским флотом вице-адмирал Колчак. Корабль сдерживал активность германских линкоров «Гебен» и «Бреслау», прикрывал русские войска во время Трапезундской десантной операции.
Сохранилась телеграмма Колчака Николаю II с сообщением о трагедии:
«Вашему императорскому величеству всеподданнейше доношу: «Сегодня в 7 час. 17 мин. на рейде Севастополя погиб линейный корабль «Императрица Мария». В 6 час. 20 мин. произошел внутренний взрыв носовых погребов и начался пожар нефти. Тотчас же начали затопление остальных погребов, но к некоторым нельзя было проникнуть из-за пожара. Взрывы погребов и нефти продолжались, корабль постепенно садился носом и в 7 час. 17 мин. перевернулся. Спасенных много, число их выясняется.
Колчак».

Карл фон Штюргк. Австро-Венгерская открытка. Изображение: ak-ansichtskarten.de
Для расследования трагедии была создана специальная комиссия, однако выяснить причины взрыва ей не удалось. До сих пор у историков нет однозначного мнения о природе трагедии: была ли это диверсия или просто трагическая случайность.
21 октября в Вене в ресторане отеля Meissl&Schadn был убит Карл фон Штюргк, министр-президент (глава правительства) австрийской части Австро-Венгерской империи (Цислейтании), граф и крупный землевладелец, занимавший реакционные позиции. Штюргка застрелил социал-демократ Фридрих Адлер, который при этом выкрикнул: «Долой абсолютизм, мы хотим мира!» Убийца был приговорен к смертной казни, позднее замененной на 18-летний тюремный срок. После поражения Австро-Венгрии в войне Адлер был амнистирован.
Западный фронт
17 октября командующий британскими силами во Франции Эдвард Хейг на совещании с командирами частей объявил о решении приостановить операцию по прорыву германской обороны на Сомме и ограничиться локальными атаками — лишь для поддержки действий 6-й французской армии, продолжавшей наступление. Хотя и ей продвинуться практически не удалось. К этому моменту германское командование, остановив наступление под Верденом, уже завершило переброску высвободившихся сил для противодействия натиску союзников на Сомме. Частности, туда прибыли более 35 новых батарей тяжелой артиллерии и несколько авиационных эскадрилий.
Самые ожесточенные бои на Сомме на этой неделе развернулись вокруг так называемого Швабского редута — полевого укрепления германцев к северу от деревни Типваль. Рано утром 21 октября германцы провели внезапную атаку на ранее потерянные позиции, которая была отражена артиллерийским огнем британской 39-й дивизии. После этого началась контратака британских сил: на участке всего в 4,6 км в ширину в бой были брошены одна канадская дивизия и 3 британские дивизии. Наступление прикрывалось огнем 200 тяжелых орудий и мортир. К 12 часам дня британцы овладели большей частью редута. Три последующие контратаки германцев успеха не принесли. В ходе боя было взято в плен 1057 немецких солдат и офицеров. Все это происходило под почти непрекращающимися проливными дождями, превратившими поле боя и окопы в непролазное грязное месиво.
Одновременно французы сами перешли в наступление и под Верденом. 20 октября они начали штурм позиций, утраченных в ходе немецкого наступления в феврале-мае 1915 года. Главным направлением удара был выбран форт Дуамон. Наступлению предшествовала мощная артиллерийская подготовка, продолжавшаяся 6 дней. Чуть ранее в район Вердена французы доставили два 400-миллиметровых орудия на железнодорожных платформах. Это были самые мощные пушки из производившихся во Франции в годы Первой мировой, вес снаряда этого орудия достигал тонны. Французы добились по меньшей мере 20 попаданий тяжелыми снарядами по форту Дуамон. 23 октября попадание одного снаряда привело к гибели 60 германских солдат.
Румынский фронт
19 октября германские и болгарские части начали новое наступление в регионе Добруджи (историческая область между Дунаем в его нижнем течении и Черным морем — РП) на юге Болгарии. После трех дней ожесточенных боев фронт был прорван, и румынская армия в беспорядке отступала на север. 22 октября был захвачен город Констанца — стратегически важный порт на Черном море, помимо прочего обладающий большими запасами нефти. На следующий день был занят дунайский порт Черноводы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости