Новости – Хроника












Хроника
Атаки западнее Луцка

Австрийская артиллерия в Трансильвании. Фото: Библиотека Конгресса США
19-25 сентября: разгром румынской армии в Трансильвании
17 ноября, 2014 06:01
2 мин
В конце сентября 1916 года сразу две европейские страны постиг жестокий политический кризис. В Греции окончательно произошел «Национальный раскол» из-за появления двух параллельных правительств, а очередные поражения румынской армии стали предвестниками надвигающейся военной катастрофы. Командование союзников по Антанте, тем временем, подвело итог первого опыта боевого использования танков.
Дипломатия и общественная жизнь
24 сентября в Салоники прибыл греческий премьер-министр Элефтериос Венизелос. Он бежал из Афин, находившихся под контролем сторонников короля Греции Константина I, симпатизировавших Германии. В Салониках же его ждали как лидера восстания армейских частей, поддержавших курс на сотрудничество со странами Антанты и вооруженную борьбу против Центральных держав.
Восточный фронт
В Галиции, на Волыни и в Карпатах (на территории нынешней западной Украины — РП) войска русского Юго-западного фронта, пытавшиеся продолжать наступление после «Брусиловского прорыва», окончательно увязли в позиционных боях. Заместитель начальника германского генерального штаба Эрих Людендорф писал: «Новые ожесточенные атаки [русских частей] западнее Луцка в направлении на участок Затурцы — Пустомыты (села в Волынской области Украины — РП), на участок Граберки западнее Брод и на высоты Зборова, а также на Бржезаны (город к юго-востоку от Львова — РП) и наши позиции на [реке] Нараювке остались безрезультатными».
Западный фронт
22 сентября командование союзников остановило очередное наступление, начатое неделей ранее в районе реки Сомма. В военную историю оно войдет как битва при Флер-Курселет (по названию двух французских деревень), в которой впервые были применены танки.
Командование союзников рассчитывало при поддержке танков прорвать немецкую оборону — на этом участке ранее удалось захватить две линии немецких траншей, и оставался лишь последний рубеж. Однако англо-французские войска продвинулись не более чем на 5 км на участке шириной 11 км. Не помогли и брошенные в бой канадские и новозеландские части. В итоге союзникам удалось захватить три деревни — Флер, Курселет и Мартенпюиш.
В целом опыт применения танков оказался успешным, благодаря которым потери пехоты оказались в разы меньше обычных при таких наступлениях. Однако из почти 50 доставленных на фронт танков Mark.1 до позиций противника добрались меньше 20 — остальные по пути либо сломались, либо увязли в болотах.

Британский танк. Фото: Библиотека Конгресса США
Британский танк. Фото: Библиотека Конгресса США
Когда Уинстон Черчилль (осенью 1916 года он был простым членом Парламента) узнал об этой операции, он пришел в ярость: «Эта бесценная находка [танки], которая при должном использовании и должном масштабе могла принести нам решительную победу, была раскрыта перед германцами ради взятия трех разрушенных деревень».
Румынский фронт
22 сентября германские и австрийские части под командованием прежнего начальника германского Генштаба Эриха фон Фалькенхайна (в конце августа на этом посту его сменил Гинденбург) перешли в контрнаступление в Трансильвании, занятой ранее румынскими войсками. Поначалу румынские части стойко оборонялись, но в итоге были разгромлены. Британский военный министр Д. Ллойд Джордж констатировал: «Мы знали, что румынская армия совершенно не имела тяжелой артиллерии, что даже наличие полевых орудий совершенно не соответствовало требованиям серьезного наступления или обороны. <...> Стоило немцам решить снять свои войска с фронта у Вердена [во Франции] и послать несколько резервных дивизий в Румынию, как румынских пушек и снаряжения оказалось недостаточно, чтобы противостоять такому сосредоточенному удару».
У румын был шанс остановить немцев, ударив им во фланг в район города Ватра Дорней (на севере нынешней Румынии) и далее при поддержке русского экспедиционного корпуса угрожать прорывом в Словакию. Однако продвижение русско-румынских частей было остановлено, во многом из-за отсутствия между ними согласованного командования. Уже к 25 сентября стали вырисовываться очертания будущей военной катастрофы Румынии.
Французский посол в России Морис Палеолог 23 сентября в своем дневнике написал: «По всей линии румынского фронта приводится в исполнение план Гинденбурга. В Добрудже и по Дунаю, в округе Орсовы и в ущельях Карпат германские, австрийские, болгарские и турецкие силы оказывают смыкающееся и непрерывное давление, под которым румыны всегда отступают».
Салоникский фронт
22 сентября английские войска, перешедшие в наступление на севере Греции против болгарской армии, форсировали реку Струму. 23 сентября франко-сербские части захватили город Флорину (сейчас — город в Греции, находящийся в области Западная Македония). После этого болгарские войска отступили к городу Монастиру (ysyt город Битола в Македонии). Всю неделю продолжались ожесточенные бои между сербской и болгарской армией за пик Каймакчалан (гора на границе Македонии и Греции).
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости