Статьи
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Статьи
Русская планета

Тяжёлое небо Ольги Лисиковой

Разгрузка военно-транспортного самолета Ли-2. Фото: waralbum.ru
Война лётчика 1-го класса Ольги Лисиковой
Сергей Ачильдиев
6 мая, 2015 00:00
14 мин
Ольга Михайловна Лисикова — единственная в годы Второй мировой войны женщина-командир крупнейших транспортных самолётов ЛИ-2 и СИ-47. На её счету 408 вылетов в блокадный Ленинград, девять рейдов в глубокий тыл противника, полёты в тяжелейших условиях Заполярья.
— Это ж надо умудриться сидя в «кукурузнике», на котором нет даже пулемёта, завалить «Мессершмитт»!
 Ольга Михайловна рассказывала так, словно всё это случилось вчера. Но дело тут не в возрасте. Любой эпизод, связанный с крайним риском для жизни, навсегда отпечатывается в нашей памяти во всех подробностях, красках и ощущениях. Даже тогда, когда таких эпизодов множество.
— Взяла с передовой двух раненых и лечу с ними в госпиталь. Прошли всего километров двадцать, как мне в хвост заходит Ме-109. Смотрю и не верю, красные кресты на крыльях моего бело-серебристого По-2, который не успели перекрасить в защитный цвет, просто бросаются в глаза. Это было 10 октября 1941, мы ещё не понимали, что для фашистов нет ни международных законов, ни кодекса чести...
Она прижалась к спинке стула и поставила перед собой две ладони, чтобы показать, как всё было:
— И этот «мессер» всё ближе, вот так. А мне 23 года, и сзади, за спиной, двое раненых! Куда деваться?! Вдруг замечаю обрыв. Это была Мста, она небольшая, но течёт между высоких берегов. Попасть туда, спрятаться за этот берег! Пикирую к воде, и тут же слышу, как сзади ударила мощная очередь — мимо! Резко отворачиваю в сторону, прижимаюсь к воде и лечу, едва не касаясь крыльями берегов. И уже нет ни горечи, ни обиды, потому что первый раунд я выиграла. Теперь фашисту надо набрать высоту, снова отыскать эту «русскую этажерку» и постараться зайти ей в хвост.
Река поворачивает круто вправо. Я — следом, а сама как струна. Спиной, плечами, затылком жду, когда же фашист снова ударит. И точно, ещё одна сильная очередь. На этот раз чувствую, попал в хвостовое оперение. Самолёт качнуло, да так сильно, что он левым крылом и колесом чиркнул по воде. В тот же миг беру ручку вправо — рули работают, но машина почти неуправляема. Даю полный газ, взмываю над обрывом, а там уже наш аэродром. Сажусь сходу, без подготовки. Выключаю двигатель, выскакиваю из кабины и первое, что вижу, наши солдатики бегут мне навстречу и кричат, показывая куда-то в сторону: «Смотри! Смотри!» Поворачиваю голову — на моих глазах «мессер» врезается в обрыв. С чего это он? И тут поняла: увлёкся и спикировал так низко, что для набора высоты уже не хватило времени.
Но таков уж проклятый закон войны: радость победы почти всегда смешивается с горечью потерь. Не прошло и месяца, как Ольге Лисиковой сообщили о гибели мужа.
Ещё недавно они вместе работали в ленинградском отряде «Аэрофлота». С началом войны обоих сразу мобилизовали: её — в эскадрилью связи, его — в одну из двух авиадивизий, которые выполняли особо важные задания Генштаба. Теперь, после того как Василий погиб, она твёрдо решила, что должна его заменить. Женщин, командиров кораблей, в обеих дивизиях не было, но её приняли. Не могли не принять: Лисикову в «Аэрофлоте» знали все — и как одну из лучших спортсменок, и как опытную лётчицу, участницу ещё финской войны. А главное, знали, что эта девушка с характером, всё равно не отступится.
Так лейтенант Ольга Лисикова стала командиром Ли-2 («Дугласа») в 1-м авиаполку 10-й авиадивизии особого назначения.
— Чаще всего мы летали в блокадный Ленинград. И обязательно только днём! — Ольга Михайловна выдержала паузу, давая понять, насколько опасен был каждый такой полёт.— Ночью нельзя, ведь мы тогда открыли бы коридор вражеским бомбардировщикам. Шли строем по шесть-семь машин, прижавшись к самой земле. В верхней части фюзеляжа, на турели, — крупнокалиберный пулемёт: единственная наша защита, не считая, конечно, личного опыта. Самый тяжёлый рейс, когда на обратном пути вывозили блокадных детей. Тех, кто мог ходить, рассаживали вдоль бортов на скамейках, для остальных расстилали на полу чехлы, ещё тёплые от моторов. Затем отдавали детям буханку из собственного пайка. Кто-нибудь из старших ребят тут же, на подносе, делил её ровно на шестьдесят или восемьдесят кусочков, в зависимости от числа детей. Как-то раз один мальчик забыл посчитать себя, и, когда все взяли свой кусочек, он вдруг увидел, что поднос пуст. Тихо, без всяких просьб, старшие отщипнули по чуть-чуть от своей доли, и вот на подносе выросла небольшая горка хлебного мякиша. Это были дети-старички! Они всегда молчали, неотступно следя за каждым твоим движением. Ни слёз расставания с близкими, ни радости от предстоящего полёта на Большую землю, где нет голода, бомбёжек и обстрелов, только огромные глаза на крохотных исхудавших личиках. Только пристальный осуждающий взгляд: как вы, взрослые и сильные, могли всё это допустить?.. Уж я всякого повидала и на финской войне, и на этой, но тот взгляд выдержать было невозможно!
Ей повезло, свою двухлетнюю дочь она сумела увезти от блокадной смерти в один из первых же рейсов.
Потом поступили по ленд-лизу ещё более крупные машины — СИ-47, самые большие транспортники того времени. Они брали на борт до 40 десантников с полным вооружением. Но при полётах в глубокий тыл противника пассажиров обычно было только трое: модно одетые, по-европейски элегантные молодой человек и девушка, а с ними полковник, сопровождающий из разведупра.
Американский военно-транспортный самолет Си-47
Американский военно-транспортный самолет Си-47. Фото: thisdayinaviation.com
— Однажды взлетели, и уже на подходе к линии фронта нас засекла «рама», «Фокке-Вульф-190». Огневая мощь и лётные данные у «рамы» такие, что от неё никуда не денешься, тем более на транспортном самолёте. Но она нас не обстреливает, барражирует над нами, ведёт в свой тыл, чтобы расстрелять уже там, у своих на виду. Сразу понимаю: любой манёвр будет воспринят как попытка скрыться, а значит, сразу огонь из всех пушек, и мы погибли. Осторожно беру на три градуса вправо, чтоб хоть немного продлить время до перехода линии фронта. Луна светит вовсю, и, как назло, вокруг ни тучки. Всматриваюсь в ночь до рези в глазах. Вдруг замечаю — впереди по курсу лёгкая пелена перистых облачков. Лёту до них минут пять, но каждая кажется часом. Наконец, пора: неожиданно резко снижаю высоту, и вот мы уже летим, окутанные легкой пелериной. Немецкий летчик, мгновенно среагировав, открывает огонь. Но поздно: я уже снова проваливаюсь в пике и скрываюсь в нормальном облаке.
— Проверила рули — вроде всё в порядке. Спустя некоторое время осторожно вновь набираю высоту и, успешно перевалив линию фронта, снижаюсь до трёхсот метров. Над вражеской территорией полагалось идти бреющим, потому что у немцев уже были локаторы, а кроме того, надо было избегать любых мест, где тебя может засечь противник. В общем, благополучно выходим на точку выброса, и очередная пара наших разведчиков отправляется выполнять своё секретное задание. Чтобы не обнаружить место их приземления, продолжаю полёт тем же курсом ещё километров двадцать, затем столько же в сторону и только после этого разворачиваюсь.
Теперь, на пути домой, можно немного расслабиться. Передаю управление второму пилоту, мне приносят кофе... Наконец, снова приближаемся к линии фронта. Надо забраться вверх, до четырёх-четырёх с половиной тысяч метров. В этот миг на доске приборов загорается красная лампочка: топливо на исходе! Значит, та «рама» нас всё-таки задела. Тут уж не до инструкции  — продолжаем идти над самой землёй. Только бы дотянуть до своих! Опять время ползёт, нервы на пределе. Ну вот, слава Богу, и фронт! Ещё ночь: немцы, конечно, спят — у них всё по часам, зато наши открывают по нас пальбу из всего, что только может стрелять. Командую: «Всем в хвост!» (При экстренной посадке там менее опасно.) Экипаж, все пятеро, — ноль внимания. С одной стороны, понимают, что я права, а с другой — ведь они мужчины, и мужская честь, долг товарищества не позволяют им бросить меня одну. Приказываю второй раз, третий. Потом кричу так, что они всё-таки исчезают. Все, кроме бортмеханика. Едва перевалив через линию фронта, лихорадочно ищу место для посадки, а сама с ужасом жду, что вот-вот заглохнут двигатели.
И в тот самый момент, когда я уже готовлюсь заходить на какую-то полянку, впереди под нами загорается «Т» — посадочные огни! Вдвоём с бортмехаником выхватываем заслонку, чтобы выпустить шасси, и садимся. И сразу, как по команде, смолкают двигатели.
Такие полёты требовали высшего мастерства, особой отваги, а потому даже в этом полку их доверяли лишь избранным. Не случайно один командир СИ-47 стал Героем Советского Союза уже после пяти рейдов в глубокий тыл противника, другой — после шести. Ольга Лисикова выполнила девять таких полётов, и только после этого её, наконец, представили, нет, не к Герою Советского Союза, а к ордену Ленина.
Ольга Лисикова
Ольга Лисикова. Фото из личного архива
Но через некоторое время начальник штаба дивизии заявил:
— Мы решили не давать тебе орден. Ведь ты такая молодая, да к тому же единственная у нас женщина-командир корабля — ещё зазнаешься! Мы решили лучше выпустить плакат с твоим портретом. Чтобы лётчики всей страны знали, какая ты молодец!
Уже после Победы, она встретила этого своего благодетеля на Невском проспекте от генеральских погон до коленок сплошь в орденах да медалях. Подошла и сказала, громко, чтоб все слышали:
— Вон сколько вы всего навоевали! Просто герой! А я-то, извините, ваш плакат нацепить не могу.
Но это было потом, а тогда она онемела от обиды и неспособности понять, что происходит. Ведь мало того, что её обошли боевой наградой, так вдобавок отчислили из полка. Высокое московское начальство, узнав, что в тыл летает женщина, устроило страшный разнос: «А если собьют? Фашисты скажут  — у русских уже мужиков не хватает, они на самые опасные задания вынуждены посылать баб!»
Да, Лисикова с самого начала понимала, что не женское это дело служить в авиации особого назначения. И потому, когда другие командиры самолётов в перерывах между полётами играли в бильярд или просто отсыпались, она снова и снова штудировала матчасть, часами просиживала у метеорологов, в сотый раз выверяла по карте предстоящий маршрут. За всё время службы ни разу не получила хотя бы замечания. Только одно, приземлившись после выполнения очередного задания, выходила с докладом не сразу, как положено, а минут через пять. В ожидании на лётном поле полковое начальство недоумевало, злилось, но поделать ничего не могло.
— Понимаете, — объясняла мне Ольга Михайловна, — пилотный шлем — это вам не дамская шляпка, от него на голове — буря в лесу. Поэтому перед вылетом я быстренько накручу бигуди, а после посадки сниму, наведу причёсочку и только после этого бегу с рапортом.
Впрочем, отчислили Ольгу Лисикову не куда-нибудь, а в святая святых — международно-правительственную авиацию. И стала она возить генералов, маршалов, наркомов, иностранные делегации. Уже в последнюю зиму войны получила новое ответственное поручение — со стойбищ Крайнего Севера срочно перебросить в Нарьян-Мар, а оттуда в Архангельск пушнину и улов ценных рыб.
— Там, в Заполярье, я и надорвала здоровье. Настолько, что после войны меня списали из авиации подчистую. В 1945 я упала без сознания прямо на улице, потом — дома. Я сутками лежала, как в летаргическом сне. Профессор пришёл, осмотрел и поставил диагноз: «Результат долгого пребывания без воздуха!» Я сказала: «Вы, наверное, шутите! Я всю войну провела на свежем воздухе». Мне казалось, что моя болезнь итог всех перегрузок, которыми я измучила свой организм за обе войны —  финскую и Отечественную. А на самом деле профессор был прав: ведь я в условиях Заполярья, не понимая, что на крайнем Севере воздух более разреженный, забиралась на пять с половиной тысяч метров без кислородной маски! Просто на больших высотах летишь быстрей, и за один световой день удавалось два раза обернуться со стойбищ до Нарьян-Мара, оттуда до Архангельска.
Почти всю войну лётчик 1-го класса Ольга Лисикова воевала на наиболее опасных и ответственных участках. Она по праву считалась одним из лучших асов отечественной авиации. В самых рискованных ситуациях не потеряла ни одной машины и ни одного члена экипажа. Не раз блестяще выполняла даже те задания, которые оказывались не по плечу мужчинам. Начав войну лейтенантом, она дослужилась всего лишь до старшего лейтенанта и все её боевые награды — ордена Красного Знамени и Красной Звезды, два ордена Отечественной войны и медаль «За боевые заслуги».
Спустя более полувека ответить на вопрос «почему» со всей определённостью трудно. Но есть два вполне реальных предположения.
Первое. На самом деле Василий Лисиков вовсе не погиб в октябре1941, как сказали Ольге его товарищи. Да, самолёт его действительно при падении взорвался на их глазах, но трое членов экипажа, в том числе командир, как позже выяснилось, были выброшены взрывной волной из развалившейся надвое машины и, тяжело раненные, взяты в  плен. Василий прошёл сначала нацистский лагерь, затем сталинский фильтрационный и вернулся в Ленинград только в 1946.
Ольга Михайловна всю войну считала мужа погибшим, но бдительные особисты числили его пропавшим без вести, причём на вражеской территории. А по законам того времени, жена такого мужа вряд ли могла рассчитывать на высокие чины, награды и звания. То, что Лисиковой доверяли столь ответственные полёты, уже само по себе было чудом.
И второе. Надо знать Ольгу Михайловну — она отличалась не только редкой красотой, но и крайней независимостью, а на войне, как известно, мужское начальство женскую гордость не жалует.
Ольга Михайловна ушла из жизни в 2011 году, но многие петербуржцы и ветераны авиации не забыли о ней. Сегодня общественность северной столицы ратует за присвоение Ольге Лисиковой звания Героя России и за то, чтобы один из скверов города носил её имя.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ