Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Русские победы
Русские победы

Кто главный экспонат?

9 июня 1896 года в Нижнем Новгороде открылась крупнейшая в дореволюционной России выставка

Владимир Лактанов
3 мин

Поднятие флагов на открытии Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Фото: russiahistory.ru

Нижний Новгород еще с XVI века славился своей ярмаркой — сюда съезжались торговцы со всей России и даже из-за рубежа — например, мусульманские купцы из Средней Азии. Во второй половине XIX века ярмарка достигла своего расцвета: благодаря открытию Николаевской железной дороги, а несколькими годами позже — Московско-Нижегородской железной дороги объем товаров, ежегодно привозимых сюда, вырос в несколько раз. Каждый год на ярмарку приезжали около 200 тысяч человек — в десять с лишним раз больше населения самого Нижнего.
Однако к последнему десятилетию XIX века ярмарка начала терять свое значение — с каждым годом оборот товаров снижался. Желая восстановить упавший престиж Нижнего Новгорода, являвшегося крупнейшим центром торговли в России, император подписал указ о проведении в городе XVI Всероссийской художественной и промышленной выставки. Одной из ее задач было продемонстрировать, что российские торговцы могут торговать не только сельскохозяйственной продукцией (в первую очередь хлебом): промышленность страны производит немало новых и интересных товаров. Вот почему Нижегородская выставка старалась показать лучшие промышленные и технические достижения того времени.
Особая комиссия под руководством Сергея Витте, на которую была возложена задача организации выставки, готовила мероприятие с оглядкой на грандиозную Всемирную выставку в Париже 1889 года. Помимо знаменитой Эйфелевой башни, построенной к ее открытию, Парижская выставка вошла в историю множеством других представленных на ней технических достижений. Посетители приходили в восторг при виде автомобилей Даймлера и Бенца, выставленных во Дворце машин — крупнейшей в мире 111-метровой крытой галереи. Организаторы Парижской выставки старались предугадать облик городов будущего — экспозиция освещалась рекордным количеством электрических фонарей. На Всемирной выставке побывали энтузиасты «Русского технического общества», и именно им доверили организацию Нижегородской выставки — царь назначил ее генеральным комиссаром председателя РТО Михаила Кази.
Художественный отдел на выставке
Художественный отдел на выставке. Фото: russiahistory.ru
Проведение выставки финансировал сам император. Чтобы привлечь максимальное число посетителей, Особая комиссия установила специальную скидку на проезд до Нижнего Новгорода из 183 городов России. Для студентов и промышленных рабочих проезд был и вовсе бесплатным. Журналисты окрестили «хозяином» Парижской выставки электричество, и организаторы выставки в Нижнем постарались не отставать — в городе был пущен первый в России электрический трамвай, идущий из центра города и объезжавший выставку по кольцу; павильоны освещались электричеством. Кроме того, были установлены фуникулеры через Волгу, открыта скоростная пароходная линия, построены 70 зданий и сооружений. Павильонов частных лиц и организаций было и того больше — 120 с лишним.
Утереть нос Эйфелю постарался Владимир Шухов, построивший к открытию выставки прообраз той башни, которая будет названа его именем, — гиперболическую водонапорную башню из стальной сетки высотой 72 метра. Шухову принадлежала и уникальная ротонда — один из восьми павильонов выставки, имевший висячее сетчатое покрытие. Зал для собраний на 900 человек спроектировал главный «мирискусник» — профессор Александр Бенуа. Выставка располагалась на левом берегу реки Оки, недалеко от ярмарки. Для детального осмотра галерей и рядов общей площадью около 25 тысяч квадратных саженей требовалась как минимум неделя.
Среди экспонатов выставки был первый русский автомобиль, построенный инженерами Евгением Яковлевым и Петром Фрезе. Этот самодвижущийся экипаж вызвал восторг почтившего выставку своим присутствием императора. У посетителей павильонов не было сомнений относительно ответа на вопрос, кто здесь главный экспонат, — царь с любопытством наблюдал работу машин, интересовался принципом действия различных приборов, а зеваки толпами стояли у дверей павильонов, пользуясь случаем увидеть государя.
В одном из павильонов демонстрировался сконструированный Александром Поповым грозоотметчик — прибор для регистрации возникающих молний. Изобретатель радио был одним из множества нижегородских инженеров, решивших принять участие в выставке. Правда, большинство нижегородцев, чьи работы тут были выставлены, все-таки не были инженерами — в отделе Кустарные промыслы выставлялась сельскохозяйственная утварь, предметы народных промыслов.
Демонстрировались на выставке и иностранные достижения. Посетивший кинопавильон писатель Максим Горький философствовал на тему синема, которое скоро станет «важнейшим из искусств»: «Вчера я был в царстве теней. Как странно там быть, если бы вы знали. Там звуков нет и нет красок… И вдруг что-то щелкает, все исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока. Но это тоже поезд теней». Как легко догадаться, Горький смотрел «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Фотографические снимки выставки делал знаменитый нижегородский мастер Максим Дмитриев, «Гиляровский от фотографии», прославившийся своими фотопортретами поволжских типов — богатых купцов, бурлаков, бродяг. На выставке читались бесплатные лекции по разным предметам для инженеров, рабочих и энтузиастов науки.
Всего за четыре месяца, начиная с 9 июня (28 мая по старому стилю), Всероссийскую художественную и промышленную выставку в Нижнем Новгороде посетило чуть менее миллиона человек, из которых 50 тысяч были учащимися, и еще 6500 — преподавателями и учителями народных училищ. Она оказалась крупнейшей из дореволюционных — своего рода вершиной технических достижений империи.
темы
Новости партнеров
Реклама
Реклама
3 мин