«Воздвигнут храм искусству дорогому»
2 мин чтения
Фото: официальная группа Московской консерватории имени П.И. Чайковского в Facebook

Фото: официальная группа Московской консерватории имени П.И. Чайковского в Facebook

20 апреля 1901 года был открыт Большой зал Московской консерватории

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Российской государственной публичной библиотекой, Государственным Русским музеем является предметом гордости россиян.

Ее основание связано с именем Николая Рубинштейна, в 1860-х годах он часто поднимал о необходимости учреждения в Москве консерватории. В статье «О музыке в России» Рубинштейн отмечал, что в стране мало «музыкантов потому, что правительство не дает звания художника и связанных с ним привилегий, предоставляемых представителям других искусств».

В Петербурге консерватория была открыта в 1862 году, там же находились лучшие театры и музеи, публика была там искушенней, - Москва находилась в тени Петербурга.

Рубинштейн добивался для старой столицы собственной консерватории, подчеркивая, что она нужна не для гениев, которые и без того найдут возможность для развития.

Ее назначение заключается в подготовке «русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем труде средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, средство совершенно предаться своему божественному призванию, как может трудиться всякий уважающий себя и свое искусство...».

Рубинштейн пытался «пробить» этот вопрос не только через прессу, но и через чиновников: регулярно являлся к столоначальнику, к генерал-губернатору, в городскую думу.

Помощь пришла из… Санкт-Петербурга — от председательницы Русского музыкального общества, великой княгини Елены Павловны. Второе в России высшее музыкальное учебное заведение было открыто 1 сентября 1866 года в бывшем доме баронессы Черкасовой, находившемся на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот.

Обучение в консерватории длилось шесть лет, стоимость составляла 100 рублей в год, наиболее способные учились за счет Академии. К преподаванию были привлечены лучшие российские и зарубежные музыканты – уровень обучения был достаточно высоким.

Поток учащихся постепенно возрастал, и в арендованном доме баронессы Черкасовой, становилось тесновато. В числе студентов были дети, чиновников, мелких дворян, купцов, духовенства, военных, изредка — дети крестьян и ремесленников.

В 1876 году Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом — бывший дворец князя Воронцова. Вскоре усадьба была приобретена в собственность, и при третьем директоре Василии Сафонове началось строительство нынешнего здания консерватории с ее всемирно известным Большим залом.

Новое здание консерватории было построено по проекту академика архитектуры Василия Загорского. Строительство и отделка здания были осуществлены с помощью меценатов. Текстильные фабриканты братья Морозовы вложились в оборудование и меблировку зала. Великолепный орган стоимостью 50 тысяч рублей заказал в Париже железнодорожный предприниматель фон Дервиз.

Специально для зала художник Николай Бодаревский написал 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина.

Торжественное открытие Большого зала состоялось 7 апреля (20 апреля) 1901 года. Зал вмещал около двух с половиной тысяч зрителей (партер, ложи и два амфитеатра), на сцене помещался оркестр в 130 и хор в 250 человек.

В честь открытия Большого зала оркестром под управлением Василия Сафонова были исполнены произведения Глинки, Чайковского, Бородина, Рубинштейна и Бетховена. Также прозвучал специально написанный профессором консерватории Федором Кёнеманом кантата-гимн «Воздвигнут храм искусству дорогому».

Известный французский композитор Шарль Видор, присутствующий на открытии, с восторгом писал о новом зале:

«Мощь и очарование оркестра, великолепие органа, легкость и красота человеческого голоса, полнота звука фортепиано передаются в нем с несравненной отчетливостью».

За великолепную акустику Большой зал называют «огромной скрипкой Страдивари».

Большой зал Московской консерватории был и остается одним из лучших концертных залов мира. Здесь выступают выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, регулярно проходит Международный конкурс имени Чайковского и другие крупнейшие музыкальные смотры.

«Это самый любимый зал столицы», — сказал о нем выдающийся советский пианист и педагог Генрих Нейгауз.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Министр иностранных дел Михаил Муравьев – исполнитель воли Николая II Далее в рубрике Министр иностранных дел Михаил Муравьев – исполнитель воли Николая IIДействия Муравьева были направлены на усиление позиций России как мировой державы Читайте в рубрике «Русские победы» «Апостол»: первая печатная книга Руси19 апреля 1563 года в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Федорова и Петра Мстиславца «Апостол»: первая печатная книга Руси
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!