Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Русские победы
Русские победы

«Воздвигнут храм искусству дорогому»

20 апреля 1901 года был открыт Большой зал Московской консерватории
Виктор Мартынюк
2 мин
Фото: официальная группа Московской консерватории имени П.И. Чайковского в Facebook
Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Российской государственной публичной библиотекой, Государственным Русским музеем является предметом гордости россиян.
Ее основание связано с именем Николая Рубинштейна, в 1860-х годах он часто поднимал о необходимости учреждения в Москве консерватории. В статье «О музыке в России» Рубинштейн отмечал, что в стране мало «музыкантов потому, что правительство не дает звания художника и связанных с ним привилегий, предоставляемых представителям других искусств».
В Петербурге консерватория была открыта в 1862 году, там же находились лучшие театры и музеи, публика была там искушенней, - Москва находилась в тени Петербурга.
Рубинштейн добивался для старой столицы собственной консерватории, подчеркивая, что она нужна не для гениев, которые и без того найдут возможность для развития.
Ее назначение заключается в подготовке «русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем труде средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, средство совершенно предаться своему божественному призванию, как может трудиться всякий уважающий себя и свое искусство...».
Рубинштейн пытался «пробить» этот вопрос не только через прессу, но и через чиновников: регулярно являлся к столоначальнику, к генерал-губернатору, в городскую думу.
Помощь пришла из… Санкт-Петербурга — от председательницы Русского музыкального общества, великой княгини Елены Павловны. Второе в России высшее музыкальное учебное заведение было открыто 1 сентября 1866 года в бывшем доме баронессы Черкасовой, находившемся на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот.
Обучение в консерватории длилось шесть лет, стоимость составляла 100 рублей в год, наиболее способные учились за счет Академии. К преподаванию были привлечены лучшие российские и зарубежные музыканты – уровень обучения был достаточно высоким.
Поток учащихся постепенно возрастал, и в арендованном доме баронессы Черкасовой, становилось тесновато. В числе студентов были дети, чиновников, мелких дворян, купцов, духовенства, военных, изредка — дети крестьян и ремесленников.
В 1876 году Московская консерватория переехала на Большую Никитскую, в двухэтажный дом — бывший дворец князя Воронцова. Вскоре усадьба была приобретена в собственность, и при третьем директоре Василии Сафонове началось строительство нынешнего здания консерватории с ее всемирно известным Большим залом.
Новое здание консерватории было построено по проекту академика архитектуры Василия Загорского. Строительство и отделка здания были осуществлены с помощью меценатов. Текстильные фабриканты братья Морозовы вложились в оборудование и меблировку зала. Великолепный орган стоимостью 50 тысяч рублей заказал в Париже железнодорожный предприниматель фон Дервиз.
Специально для зала художник Николай Бодаревский написал 14 портретов-медальонов великих композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Глюка, Вагнера, Глинки, Чайковского, Рубинштейна и Бородина.
Торжественное открытие Большого зала состоялось 7 апреля (20 апреля) 1901 года. Зал вмещал около двух с половиной тысяч зрителей (партер, ложи и два амфитеатра), на сцене помещался оркестр в 130 и хор в 250 человек.
В честь открытия Большого зала оркестром под управлением Василия Сафонова были исполнены произведения Глинки, Чайковского, Бородина, Рубинштейна и Бетховена. Также прозвучал специально написанный профессором консерватории Федором Кёнеманом кантата-гимн «Воздвигнут храм искусству дорогому».
Известный французский композитор Шарль Видор, присутствующий на открытии, с восторгом писал о новом зале:
«Мощь и очарование оркестра, великолепие органа, легкость и красота человеческого голоса, полнота звука фортепиано передаются в нем с несравненной отчетливостью».
За великолепную акустику Большой зал называют «огромной скрипкой Страдивари».
Большой зал Московской консерватории был и остается одним из лучших концертных залов мира. Здесь выступают выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, регулярно проходит Международный конкурс имени Чайковского и другие крупнейшие музыкальные смотры.
«Это самый любимый зал столицы», — сказал о нем выдающийся советский пианист и педагог Генрих Нейгауз.
темы
Москва
Россия
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин