Волшебный век авиации
2 мин чтения
Первая авиационная неделя в Санкт-Петербурге, 8–15 мая 1910 года. На фото самолет «Blériot XI»

Первая авиационная неделя в Санкт-Петербурге, 8–15 мая 1910 года. На фото самолет «Blériot XI»

8 мая 1910 года в Петербурге открылась первая Всероссийская неделя авиации, для жителей столицы она стала событием года

«Неделя авиации на большой приз города Петербурга за совокупность полетов в течение всей недели» — такое название носила первая Всероссийская авиационная неделя, открывшаяся 25 апреля (8 мая) 1910 года в Петербурге.

Ее предыстория началась еще в 1908 году, когда внук Николая I, великий князь Александр Михайлович, услышав известие о перелете француза Блерио через пролив Ла-Манш, решил заняться созданием русской авиации, и надо сказать, в этом деле он преуспел.

Князя поддержал император Николай II, и уже в 1909 году в Гатчине открылось авиационное отделение офицерской воздухоплавательной школы.

Чтобы поддержать интерес к авиации среди широкой публики (стране нужны были пилоты), весной 1910 года в Петербурге на Коломяжском ипподроме было решено провести первую авиационную неделю. На открытие выставки пригласили цыганский хор, в буфете для публики играл румынский оркестр.

Публика была самая разнообразная: высочайшим присутствием авиационную неделю почтил император Николай II, было много интеллигенции, почти все участники проходившего тогда в столице съезда писателей, а также рабочие и крестьяне. Летать и управлять полетом – это тайная мечта каждого человека. Трибуны были забиты до отказа, у кого не было денег, лезли на ближайшие к ипподрому деревья, чтобы посмотреть на летающие машины.

На трибунах в те дни царил ажиотаж, сопоставимый разве что с поведением фанатов на финальных играх Евро или ЧМ. Чтобы понять настроение людей, достаточно процитировать Льва Успенского, его воспоминания о полете француза Латама, состоявшегося в Петербурге в том же году:

«Десятки тысяч людей, питерцев, с ревом неистового восторга, смяв всякую охрану, неслись по влажной весенней траве… туда, где торопливо, видя это приближение, то выскакивал наружу, то вновь испуганно вжимался в свою маленькую ванночку-гондолу сам месье Гебер Латам».

На ипподроме свои достижения публике демонстрировали пилоты на воздушных шарах и на гигантских воздушных змеях-планерах, пилотов, управляющих такими планерами, называли «змееплавателями».

В соревнованиях участвовали летчики из Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии, причем была и одна летчица — француженка баронесса Де ла Рош. Россию представлял Николай Попов на аэроплане американской фирмы «Райт».

Абсолютное лидерство в первые два дня захватил бельгиец Христианс на биплане «Фарман». «Райт» Попова в первый день поднялся в воздух и под звуки российского гимна описал несколько кругов над ипподромом. Триумфом русского пилота стал третий день состязаний. Попов пролетел от аэродрома до Троицкого моста и благополучно вернулся обратно.

«Наверху прекрасно, нет ветра. Только Петербург кажется оттуда исключительно грязным», — сообщил Попов газетчикам после полета.

На следующий день Николай взлетел со второй попытки.

«Все с волнением следили за Поповым, всем хотелось увидеть его торжество, всем — от министра до официанта ресторана...»

Пилот оправдал ожидания. Он поднялся в воздух на полкилометра и провел в небе 2 часа 4 минуты. И хотя на следующий день самолет Попова окончательно сломался, его выступление восприняли как триумф.

Николая Попова лично поздравил генерал от кавалерии Владимир Сухомлинов, который до этого скептически относился к авиации, больше всего доверял родной кавалерии.

На авианеделе не обошлось без происшествий, французский летчик Моран, решив поразвлечь судей и зрителей, выключив мотор, стал пикировать на публику, «в паническом страхе бежали во все стороны судьи, сигнальщики и просто любопытные. Трудно было уловить, где должен упасть аэроплан. Более сообразительные бросились в канавы...»

В тот день от морановской «стрекозы» из людей, впрочем, никто не пострадал, сам пилот отделался благополучно.

Все летуны были награждены солидными денежными призами и императорскими подарками, русский летчик был – именными золотыми часами фирмы Павла Буре, крышку которых украшал бриллиантовый двуглавый орел, француз Моран и швейцарец Эдмонд – золотыми портсигарами с изображением государственного герба, немец Винцерс и бельгиец Христианс – золотые часы с цепочкой с изображением государственного герба, госпожа Де Ларош – золотой браслет с изображением государственного герба.

Впечатленный успехами авиации, возможностями техники и самоотверженностью пилотов, писатель Леонид Андреев, наблюдавший за полетами, воскликнул: «Какой волшебный век!»

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Путь на Севастополь открыт Далее в рубрике Путь на Севастополь открыт7 мая 1944 года советские воины овладели ключевой оборонительной позицией на подступах к Севастополю – Сапун-горой Читайте в рубрике «Русские победы» Япония отказалась от Сахалина7 мая 1875 года в Петербурге был подписан российско-японский договор. Южный Сахалин отошел России, Курильские острова – Японии Япония отказалась от Сахалина
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!