Новости – Русские победы
Русские победы
В учебник авиации
Командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии полковник Александр Покрышкин на аэродроме.Фото: fotowarmotors.ru
18 февраля 1945 года самолеты авиадивизии под командованием Александра Покрышкина совершили массовую посадку на автомагистраль
17 февраля, 2016 00:00
2 мин
В своих трудах «отец советского оперативного искусства», военный теоретик Владимир Триандафиллов, заложивший основы теории глубокой операции, уже в конце 1920-х годов говорил о роли авиации в наступлении. Начиная с конфликта у озера Халхин-Гол все наступательные операции в той или иной степени строились по его планам. А в планах учитывались и превосходство в небе, и поддержка атакующих частей и соединений массированными ударами с воздуха.
Практика Великой Отечественной войны доказала правоту теоретика. Все прославленные полководцы старались максимально привлекать авиацию при разработке планов наступлений. Исключением не стали и операции, проводимые советским командованием на территории Германии в 1945 году. Но в планах оказалось не учтено одно обстоятельство: у Германии практически не имелось стационарных аэродромов с бетонированными взлетно-посадочными полосами, а раскисшие земляные площадки оказались непригодны для взлета и посадки самолетов. Правда, в похожей ситуации оказалось и германское люфтваффе, из-за распутицы тоже прикованное к своим аэродромам.
Несмотря на равные условия, в выигрыше оказались нацистские войска, так как проводимая в тот момент силами 1-го Украинского фронта Нижне-Силезская наступательная операция осталась без должной поддержки с воздуха.
Неожиданный выход из положения нашел командир авиационной дивизии Александр Покрышкин. По его приказу была расчищена от грязи взлетно-посадочная полоса аэродрома базирования — с нее буквально сняли верхний слой почвы. А утром 18 февраля с затвердевшей после ночных заморозков земли в небо стали подниматься советские самолеты. Первым с аэродрома взлетел сам Покрышки со своим ведомым и успешно приземлился на небольшой отрезок автострады Бреслау — Берлин. За командиром один за другим с минимальным интервалом взлетели все три эскадрильи 16-го авиаполка, а затем в небо поднялся 104-й авиаполк.
К сожалению, дальнейшее перебазирование оказалось невозможным — взлетная полоса оттаяла и опять пришла в негодность. Но и двух авиаполков хватило для поддержки сухопутных сил. Тем более что немцы не ждали никаких атак с воздуха и были шокированы появлением советской авиации, не понимая, с каких аэродромов она взлетает. Кстати, германской разведке очень долго не удавалось прояснить местонахождение аэродрома, с которого действовала советская авиация. Немцы просто представить не могли, что километровый участок шоссе, зажатый в лесном массиве, можно использовать как взлетную полосу, и концентрировали внимание на больших открытых площадка, тщетно ища секретный аэродром.
Подобного в истории военной авиации еще не было. Данный случай попал в учебные пособия для будущих летчиков не просто как пример смекалки, а как образец грамотного планирования операций с использования всех возможных ресурсов и особенностей местности.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости