Царскосельская железная дорога: построена под руководством фон Герстнера
Памятник Францу Герстнеру на Витебском вокзале Санкт-Петербурга, скульптор Салават Щербаков

Памятник Францу Герстнеру на Витебском вокзале Санкт-Петербурга, скульптор Салават Щербаков

13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги

К началу царствования Николая I Россия была крупнейшей мировой державой, в которой при этом отсутствовали надежные пути сообщения. 

О необходимости развития дорог в стране, говорил опубликованный еще в 1809 году манифест, где, в частности, говорилось: «Распространение земледелия и промышленности, возрастающее население столицы и движение внутренней и внешней торговли превосходят уже меру прежних путей сообщения». 

В том же году в Змеиногорске под руководством горного инженера Петра Фролова была построена первая рельсовая дорога на конной тяге протяженностью около двух километров, соединявшая рудник с сереброплавильным заводом. 

Однако царское правительство с недоверием относилось к русским изобретателям. Изобретение Ефима и Мирона Черепановых, построивших в 1834 году рельсовую дорогу и паровоз для подвоза медной руды с рудника на фабрику, также осталось не замеченным. 

В это же году, когда Черепановы запустили свою дорогу, в Петербург прибыл инженер Франц Антон фон Герстнер, создатель первой железной дороги в Европе. Предложенный им план предусматривал строительство крупнейшей в мире железной дороги Санкт-Петербург — Москва с продолжением линии на юг, до Одессы или Таганрога, и строительство ветки Москва — Коломна. Однако Николай I дозволил лишь строительство магистрали Петербург — Царское Село — Павловск. 

1 (13) мая 1836 года под руководством фон Герстнера началось строительство «царской ветки», оно велось на привлеченные средства частных инвесторов. Под руководством 17 инженеров дорогу строили порядка двух тысяч рабочих и 1400 солдат.

Уже осенью состоялись пробные поездки, а 30 октября (11 ноября) 1837 года было торжественно открыто движение по маршруту Петербург — Царское Село. За рубежом закупили семь локомотивов и различные экипажи для поездов. Стоимость билетов за проезд в вагоне 1-го класса от столицы до Царского Села составляла 75 копеек серебром, а в вагоне 4-го — 20 копеек. 

Один из очевидцев первых рейсов так описывал происходящее: «Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед: стоявшие по сторонам дороги зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение машины».

В 1837–1841 годах было перевезено 2,5 миллиона пассажиров. За этот период «царская ветка» дала казне 360 тысяч рублей чистого дохода. Однако серьезного экономического значения она не имела, играя роль придворной увеселительной дороги. 

Столь нужный России проект Герстнера осуществлялся крайне медленно: в царствование Николая I построили только линию Петербург — Москва. Отсутствие железнодорожного пути на юг стало одной из причин поражения России в Восточной войне. 

Бой на ревельском рейде Далее в рубрике Бой на ревельском рейде13 мая 1790 года состоялось Ревельское сражение, в котором русские моряки под командованием адмирала Чичагова нанесли поражение превосходящим силам шведского флота Читайте в рубрике «История» Тамерлан против БаязидаПобеда Тимура над турецким правителем Баязидом Молниеносным в битве под Анкарой привела к временному распаду Османской империи Тамерлан против Баязида

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»