Новости – Русские победы
Русские победы
Старший лейтенант Глазов: погиб во время 537-го боевого вылета
30 июля 1943 года при совершении воздушного тарана погиб гвардии старший лейтенант Николай Глазов
30 июля, 2017 15:00
3 мин
Сын машиниста Николай Елизарович Глазов в детстве мечтал водить поезда, как и отец. Но судьба распорядилась иначе, он стал военным летчиком.
В родной Чите Николай посещал аэроклуб, здесь же, в городе, дислоцировалась 30-я военная школа пилотов. В ней Глазов проходил обучение во время службы в армии, куда он был призван летом 1938 года. Школу пилотов Глазов окончил уже в Батайске, в 1939 году она была переведена из Читы в Ростовскую область.
162-й резервный авиаполк, куда был направлен младший лейтенант Глазов, базировался в Западной Белоруссии, приграничные аэродромы стали одними из первых, кто принял на себя удар фашистской авиации. При отступлении летный состав полка передислоцировали на восток, Глазов вошел в 11-й истребительный авиационный корпус (Московской зона ПВО), и первые месяцы войны он защищал небо столицы. В небе Подмосковье летчик сбил восемь немецких самолетов. В некоторые горячие дни Глазову приходилось совершать по 5-6 боевых вылетов. Такое же напряженный ритм сохранился у него и после перевода на Сталинградский фронт в августе 1942 года.
В один из сентябрьских дней группа из девяти «Як-1» под командованием Глазова вступила в бой с тридцатью самолетами противника, среди которых было 12 истребителей Me-109. Советские летчики за 15 минут уничтожили шесть самолетов противника и не потеряли при этом ни одного своего. Командир в этом бою сбил бомбардировщик Ju-88. В ноябре 1942 он увеличил счет уничтоженных самолетов, сбив за один бой сразу два «мессершмитта».
Самолеты Глазов сбивал с первой атаки, в бою он был настоящим асом.
В мае 1943 года Николаю Елиазаровичу Глазову было присвоено звание Героя Советского Союза, на его боевом счету было уже 18 сбитых самолетов, 13 из них – персонально.
После Сталинграда Глазова перевели на Южный фронт. 30 июля 1943 года, во время 537-го вылета, уже возвращаясь с задания, он обнаружил самолет-корректировщик Fw 189, немцы его называли «летающим глазом», а наши летчики – «рамой». Достать «раму» довольно сложно, он обладал высокой маневренностью. Ас авиации Борис Ерёмин, чтобы «завалить» разведывательный самолет, советовал вести огонь по кабине.
Но весь боезапас Глазов потратил на боевом задании, поэтому он решил срубить винтом стабилизатор Fw 189. К сожалению, летчику в сумерках не удалось произвести точного расчета.
«Раму» истребитель протаранил, самолет противника рухнул вниз. Но и от удара наш самолет загорелся и потерял управление. Выбраться из кабины и воспользоваться парашютом Николай Глазов не успел, «Як-1 упал на землю. 537-й вылет для заместителя командира 1-й эскадрильи 31-го гвардейского истребительного авиационного полка стал последним.
В свои 23 года Николай Глазов совершил 537 боевых вылетов и уничтожил 30 самолетов противника, 21 лично, семь – в группе.
«Скромным культурным командиром с высокими волевыми качествами, способным пожертвовать собой для победы над врагом», - так охарактеризовало гвардии лейтенанта Глазова руководство.
Он был таким же, как и тысячи других советских воинов, отдавших свою жизнь на защиту Родины. Благодаря их самоотверженному подвигу мы победили в той страшной войне.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости