Скульптор Федот Шубин: под его рукой дышал мрамор
1 мин чтения
Скульптор Федот Шубин: под его рукой дышал мрамор

28 мая 1740 года родился Федот Шубин, наиболее значительный русский скульптор XVIII века

Федот Иванович Шубин был земляком великого Ломоносова, он родился в Куростровской волости Архангелогородской губернии в крестьянской семье. Подобно знаменитому земляку в девятнадцатилетнем возрасте он отправился с рыбным обозом в столицу.

И здесь необыкновенное мастерство Шубина – он умело вырезал фигурки из кости, было замечено Михаилом Васильевичем, научная и административная карьера которого находилась в зените.

Сначала он определил Федота в дворцовые истопники, а позже содействовал зачислению в Академию художеств. Вскоре Шубин стал лучшим учеником профессора Николя-Франсуа Жилле, французского скульптора, прибывшего в Россию по приглашению Ивана Шувалова. Академию Федот Иванович окончил с золотой медалью. Ее он получил за барельефное изображение Вещего Олега и малолетнего князя Игоря и их поход на Киев.

Как пенсионер он проходил обучение во Франции, Италии и Англии, в Болонье его пригласили поучаствовать в одной выставке, работа холмогорского мастера поразила итальянцев, за нее он удостоился звания почетного члена Климентинской академии.

По возвращении в Россию, Шубину предстояло «переработать традиции европейской пластики, подчинив их новым задачам – ответить своим творчеством на запросы русской жизни, выразить в новых художественных формах национальное русское содержание».

Первой формой, в которую скульптор «вложил» русское содержание, стал бюст, сделанный по заказу Екатерины II, – он считается наиболее схожим с внешностью императрицы из всех имеющихся. За эту работу Шубин получил звание академика и стал работать по заказу высочайшего двора. В широком диапазоне скульптурных работ основное внимание ваятеля относилось к портретному бюсту, мастер работал преимущественно с мрамором.

В камне он запечатлел все высшее общество того времени, государственных и научных деятелей. Ему, как гениальному художнику-портретисту, удавалось передать неповторимые черты облика каждого человека.

«Под его рукою мрамор дышит», - говорили о работе Шубина современники.

Художник никогда не повторялся, каждый созданный им бюст, – это шедевр. А всего за двадцать с лишним лет работы Шубин создал порядка двухсот бюстов, работал он очень быстро, в месяц создавал по одному бюсту.

Кроме бюстов скульптор работал над статуями и барельефами для Троицкого собора Александро-Невской лавры и для Мраморного дворца.

Несмотря на то, что скульптор работал по заказу представителей высшего света, труд его оценивался очень скромно. Заработанных денег едва хватало на содержание семьи.

Скульптор, запечатлевший в мраморе всех главных деятелей эпохи Екатерины Великой, умер в бедности. Его вдове Вере Филипповне в пенсии от Академии «по причине кратковременного служения ее покойного мужа» было отказано. На могиле Федота Шубина был поставлен скромный памятник.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Дмитрий Жилинский – неожиданный художник шестидесятых Далее в рубрике Дмитрий Жилинский – неожиданный художник шестидесятыхЖилинского причисляют к «шестидесятникам» и представителям «сурового стиля» Читайте в рубрике «Политика» Месть за потокРоссия прекращает спонсировать Прибалтику: ничего личного, просто бизнес Месть за поток
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!