Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Русские победы

Штурмуя небеса

8 марта 1941 года начал работу Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова

Дарья Исаева
7 марта, 2016 00:00
3 мин

Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова. Фото: http://www.lii.ru/

Решение создать на базе Центрального аэрогидродинамического института новую площадку для практических исследований проблем авиации ЦК и Совет народных комиссаров приняли 13 июня 1940 года. А уже через десять месяцев в Подмосковье начал работу ЛИИ им. М.М. Громова.
За эти годы летный институт занимался и испытаниями боевой авиации в годы войны, внося свой вклад в победу, и гражданской авиацией, и космической программой — начиная с аэродинамических исследований, разработки систем жизнеобеспечения и подготовки космонавтов для первых запусков до проекта «Буран».
Пожалуй, сегодня в России практически нет летательных аппаратов, в создании и испытаниях которых обошлось бы без участия ЛИИ им. Громова. В своей книге «На земле и в небе» Михаил Громов дал точную оценку работе учреждения: «Все, не могущее быть предвиденным наукой в авиации, первым обнаруживает летчик-испытатель в воздухе».
Михаил Громов — к тому времени уже легендарный летчик, герой союза и орденоносец — первый директор института,  в честь которого был назван ЛИИ, пробыл на своем посту недолго. Уже в августе 41-го он отбыл на Калининский фронт.
С началом войны на принадлежащем институту аэродроме Раменское разместилась боевая дивизия дальней авиации, а сотрудников и оборудование эвакуировали в Новосибирск и Казань. В это время Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова проводит испытания и тестирует летные характеристики военных «Илов и «Яков», разработки КБ Поликарпова, Микояна, Петлякова и Лавочкина.
В 1945 году настало время подвести итоги военной работы, и государство оценило заслуги института Громова, присвоив ему орден Красного Знамени.
Еще через два года с подачи первого директора ЛИИ в летном институте создается Школа летчиков-испытателей. Пилоты школы вскоре поучаствовали в испытаниях первых в России моделей реактивных истребителей. А научные сотрудники в это время сконцентрировались на исследовании проблем дальней авиации.
Стоит ли напоминать, что именно у нас, в России, первый в мире человек отправился в космос. И, конечно, ЛИИ внес свой вклад в разработку советской программы по созданию спутников и пилотируемых ракет.
Еще в 1957 году в институт обратился генеральный конструктор космического проекта Сергей Королев. Исследования и наработки ЛИИ в области авиационной аэродинамики позволили решить проблему перегрева корабля при прохождении им на большой скорости верхних слоев атмосферы.
В институте были разработаны и прошли испытания спасательные капсулы, необходимые для приземления космонавтов, «пульт пилота» для управления кораблем, катапультное кресло, системы жизнеобеспечения ракеты. Тренировки и подготовка будущих космонавтов также проходили на базе ЛИИ им. Громова.
Первые летающие лаборатории, потребовавшиеся для отработки космонавтами алгоритма действий в условиях невесомости, были созданы институтом Громова при участии КБ Туполева в 1960 году. На базе этих разработок впоследствии имитировалась «лунная сила тяжести».
Тогда же, в 60-х, в ЛИИ начали создавать первые прототипы воздушно-космической авиации (проект «Бор»). Венцом работы уже в конце 80-х стал запуск «Бурана».
После распада Советского союза ЛИИ, как и многим другим исследовательским центрам в России, пришлось нелегко. Но сегодня в институте, где трудятся более 2500 человек, дела идут неплохо: работает собственная производственная и конструкторская база, летная служба с открывшейся еще в 47-м году Школой летчиков-испытателей, девять исследовательских отделений НИЦ.
темы
3 мин