Самый известный памятник Петру I
2 мин чтения
Самый известный памятник Петру I

18 августа 1782 года в Санкт-Петербурге был торжественно открыт «Медный всадник»

Первым, кто из преемников Петра Великого на престоле российских самодержцев почтил великого преобразователя государства созданием памятника, стала императрица Екатерина II. Она не состояла в кровном родстве с Петром Алексеевичем, но являлась продолжательницей его дел. К тому же идея изготовления памятника основателю города вписывалась в программу Русского Просвещения, которую методично и активно проводила Екатерина.

Дружеские отношения с французскими просветителями Дидро и Вольтером она использовала и в этот раз. Ранее она ознакомилась с проектом памятника, разработанным итальянским скульптором Бартоломео Растрелли еще при жизни Петра, но он ей не понравился, проект итальянца Екатерина решила поменять на проект француза. По рекомендации Дени Дидро она выписала из Парижа скульптура Этьена Фальконе, поклонником таланта которого был французский философ.

Фальконе не был лишен амбиций, он чувствовал в себе силы посоперничать в творчестве с художниками античности: «Древние не в такой мере нас превосходили, они сделали всё не так отлично, чтобы нам не оставалось кое-что сделать». Главное дело жизни французскому скульптору предстояло совершить в России.

Екатерина в это время активно покупала произведения европейского искусства, в одном из писем адресованных Фальконе Дидро отметил эту особенность императрицы:

«Мы продаем наши картины и статуи во время мира, а Екатерина покупает их во время войны. Науки, искусства, вкус, мудрость поднялись к Северу, а варварство со своей свитой спускается к Югу».

В октябре 1766 года Фальконе прибыл в российскую столицу, он предложил довольно простой проект, императрица его одобрила и работа началась. Лицом императора занималась прибывшая с Фальконе скульптор-портретист Мари Анн Колло, ей удалось добиться сходства, лицо императора было волевым и решительным. Змею под ногами императора выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Инициатором проекта выступила императрица, но обычные горожане имели возможность высказать свое мнение о нем – модель памятника была выставлена на всеобщее обозрение.

Пока шла работа по созданию памятника, параллельно велись работы по поиску подходящего постамента для него. У деревни Конная Лахта нашли огромный монолит, весом около двух тысяч тонн, для перевозки которого потребовалось создание отдельно транспортной системы: специальной машины, специального корабля и отдельной пристани. Уникальная логистическая операция по доставке Гром-камня, так его называли местные жители, заняла несколько месяцев. В память об этом была выбита медаль «Дерзновению подобно. Генваря 20. 1770».

Транспортировка Гром-камня

Камень можно было обтесать под нужные размеры на родном месте, но императрица пожелала, чтобы он был доставлен на Сенатскую площадь в первозданном виде. И уже в центре столицы под руководством скульптора Юрия Фельтена камень был приведен к необходимым параметрам.

Работой по отливке монумента Фальконе пришлось заниматься самому, французский специалист-литейщик Бенуа Эрсман, ознакомившись с проектом, приступать к работе отказался. Из-за сложности работа сроки сдачи несколько раз переносились. Императрица была этим сильно недовольна, шли месяцы и годы, а заказ все не был готов. Это в наше время Церетели меньше, чем за год изваял памятник Петру – основателю флота, а тогда скульпторам впервые приходилось производить многие расчеты, в том числе по составу бронзового сплава.

Задержка с исполнением послужила причиной охлаждения Екатерины к Фальконе. Француз свой труд закончил, но открытие памятника произошло без его участия. Открытие приурочили к столетию вступления царя Петра на престол. 7 августа (по юлианскому календарю) 1782 года Сенатская площадь была до отказа забита народом. Под пушечные залпы с фигуры скинули драпировку, и перед подданными предстал российский самодержец на вздыбленном коне. Император изображен в простой одежде, у его пояса меч, а на голове лавровый венок.

Петр показывает рукой в сторону давнего противника России Швеции, и напоминает своим потомкам о той угрозе, которая всегда исходила со стороны Запада.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Художник Максим Воробьев - наставник целого поколения русских пейзажистов Далее в рубрике Художник Максим Воробьев - наставник целого поколения русских пейзажистов230 лет назад родился Максим Никифорович Воробьев, видный русский живописец Читайте в рубрике «Бизнес» План «Инкогнито»Банк России не смог доказать в суде правомерность своих действий в отношении банка «Югра» План «Инкогнито»
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!