России – качественные дороги
2 мин чтения
Исаак Левитан «Владимирка», 1892. Владимиркой в просторечье называли Владимирский тракт

Исаак Левитан «Владимирка», 1892. Владимиркой в просторечье называли Владимирский тракт

5 апреля 1833 года издан закон об устройстве и содержании дорог в Российском государстве

В XVI-XIX веках дороги являлись единственным постоянным средством сообщения между городами России (в зимнее время водное сообщение прекращалось). В допетровское время правительство в первую очередь заботилось об организации почты, царские указы должны были доставляться своевременно, для этого служила сеть почтовых станций – ямов, а самому состоянию дорог внимания практически не уделялось.

Упорядоченно за состоянием дорог стали следить лишь при Петре I. В разные годы за дорогами наблюдали различные комиссии и комитеты, в 1816 году была произведена классификация дорог, а 24 марта (5 апреля) 1833 года был издан закон об устройстве и содержании дорог в государстве, который на многие десятилетия стал основным дорожным законом России.

Согласно закону дороги разделялись на 5 классов:

  1. дороги главных сообщений;
  2. дороги больших сообщений;
  3. дороги обыкновенных почтовых сообщений между губерниями;
  4. дороги уездных, почтовых и торговых сообщений;
  5. дороги сельские и полевые.

Были определены главные тракты, ими стали дороги Петербург-Москва, Москва-Нижний Новгород, Москва-Смоленск, Петербург-Ковно, Москва-Брест-Литовский.

Согласно закону главные государственные дороги проводились за счет казны. Правительством был определен размер налога на содержание главных дорог – 25 копеек с души.

Большие тракты, соединяющие крупные города, например, Москву и Киев, должны были устраиваться за счет земских повинностей. Такое увеличение тяготы дорожной повинности для крестьян нередко приводило к открытому неповиновению властям и крестьянским волнениям.

Закон определял общие черты больших трактов, они «должны быть снабжены шоссе не весьма широким, легких профилей, без всяких излишних издержек, но прочных, елико можно, с каменными и чугунными мостами…».

Примечательно, в законе ничего не говорится о восточном направлении. В приоритете – связь с западом и юго-западом. Дороги до Радзивилова (пограничного с Австрией города), Риги, Одессы, дороги до Дона и Кавказа в списке есть, но нет, скажем Тобольска или Томска. Это объясняется удаленностью от центра и малой плотностью населения за Уралом.

При этом в законе имеется приписка, что впоследствии число дорог может быть увеличено.

Кадры для решения поставленных масштабных задач имелись: в столице уже несколько лет работал Институт корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).

В реализации этого закона в первую очередь уделяли внимание тракту между столицами. Уже к концу XVIII века Петербург обогнал по численности жителей Москву и стал главным городом империи. Неудивительно, что своими впечатлениями о поездке по главной дороге делились знаменитые путешественники.

Александр Сергеевич Пушкин проезжал по тракту до его реконструкции: «Проклятая коляска требовала поминутно починки. Кузнецы меня притесняли, рытвины и местами деревянная мостовая совершенно измучили. Целые шесть дней тащился я по несносной дороге и приехал в Петербург полумертвый».

Но после проведенной реконструкции, она закончилась в 1834 году, мнение поэта об этой дороге кардинально изменилось.

Другой путешественник так описал реконструированное Московское шоссе: «Там, где было болото, топи, - теперь протянулось шоссе длинною высокою плотиною, огражденною перилами. Там, где были горы, - ныне только приятные ровные дороги».

На шоссе через каждые 27-30 километров были устроены почтовые станции для смены лошадей. Первая станция от Новгорода - Бронница, затем Зайцево, Крестцы, Валдай.

Долго еще шоссе Петербург–Москва оставалась непревзойденным образцом для всей России. Начавшаяся эпоха железных дорог вновь ослабила внимание к шоссейным дорогам, и по настоящему массовое их строительство началось в России лишь столетием позже, с приходом автомобиля.

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Ледовое побоище - решительная победа над немецкими рыцарями Далее в рубрике Ледовое побоище - решительная победа над немецкими рыцарямиНа льду Чудского озера Александр Невский остановил натиск немцев на восток Читайте в рубрике «Общество» «Мы позвонили в колокольчик и разбудили души наших предков»К нижневартовским экспедициям на снегоходах по Арктике присоединился спецназ министерства обороны «Мы позвонили в колокольчик и разбудили души наших предков»
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»