Новости – Русские победы
Русские победы
Прасковья Жемчугова – крепостная актриса и жена миллионера
Николай Аргунов. Портрет Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой (1803)
Крепостная актриса стала женой одного из богатейших людей России, но богатства тратила не на предметы роскоши, а на помощь обездоленным
31 июля, 2017 15:00
3 мин
Прасковья Ивановна Ковалёва родилась 20 (31) июля 1768 года в семье кузнеца. Простую крепостную девочку судьба наградила волшебным голосом и актерским дарованием. Ее необычайные музыкальные способности проявились еще в раннем детстве, поэтому в возрасте семи лет ее взяли в народный театр графов Шереметевых.
Прасковья быстро освоила нотную грамоту, игру на арфе и клавесине, выучила французский и итальянский языки, на них он говорила свободно. Успех пришел к ней в 1780 году, когда Параше шел всего тринадцатый год. В главной партии оперы Саккини «Колония, или Новое селение» она создала образ невинно страдающей, глубоко любящей девушки. В этом спектакле Прасковья появилась под новой фамилией Жемчугова. Фамилию ей и другим актерам крепостной труппы присвоил граф Николай Петрович. Девочка стала первой актрисой театра, и со временем ей удалось в полной мере раскрыть свои драматические способности.
В опере Паизиелло «Инфанта Заморы» она проявила искусство перевоплощения, изображая то изящного юношу-пажа Блондина, то властную, гордую инфанту. Звездной ролью певицы стала роль саманитянки Элианы в опере Гретри «Браки саманитян», которую Жемчугова играла непрерывно более 12 лет. Посмотреть на игру Жемуговой, послушать ее волшебное лирико-драматическое сопрано, приезжали театралы из других городов, актриса вызывала восхищение российских самодержцев.
В жизни она была такой же страдающей и глубоко любящей, как и ее героини. История любви Прасковьи и графа Николая Шереметева – одна из самых светлых и печальных любовных историй. Граф, один из богатейших людей России, владелец более двухсот тысяч крепостных, мог перебирать невест, но полюбил крепостную. Он мог сделать Парашу своей наложницей, через это прошли многие красивые крепостные женщины, но миллионер Шереметев решил сделать ее законной супругой – любви все статусы покорны.
Он признавался, что его пленили не только красота, но и «украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие... привязанность к святой вере и усерднейшее богопочтение».
В 1798 году он дает ей и всей семье Ковалёвых вольную, и после получение Высочайшего разрешения и благословения на брак митрополита Платона, венчается с возлюбленной.
Граф придумал легенду о благородном происхождении Жемчуговой из польских шляхтичей Ковалевских, но это не могло изменить холодного отношения к ней «света». Особенно недовольны подобным альянсом и новоявленной графиней Шереметевой были родственники Николая Петровича.
Впрочем, графиней она пробыла недолго. Через два года после замужества Прасковья умерла, оставив мужу новорожденного сына.
Памятником ей в Москве стал странноприимный дом – ныне Институт скорой помощи имени Склифосовского. Его Николай Петрович начал строить еще при жизни жены и по ее настоянию. Актриса знала нужды простых людей, и когда у нее появилась возможность помогать людям, она всегда им помогала, невзирая на происхождение и достаток.
Первый параграф устава Странноприимного дома гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени».
И после смерти Жемчугова не оставила заботы о бедных. Все свои личные средства она завещала на пособия для неимущих невест, для семей нуждающихся ремесленников, на выкуп должников и погребение бедных.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости