Новости – Русские победы
Русские победы
Первый педагогический институт России
Граф Пётр Завадовский, первый руководитель Министерства народного просвещения
28 апреля 1804 года был учрежден Петербургский педагогический институт
28 апреля, 2018 14:52
3 мин
На российский престол в 1801 году император Александр I взошел с намерением произвести ряд важных государственных преобразований либерального характера, среди которых реформы образования занимали не последнее место. Было учреждено министерство народного просвещения, и в образовательную систему внедрены новые принципы: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на первоначальных этапах и преемственность учебных программ.
Поскольку в становлении системы высшего образования первенствующая роль отводилась педагогическим институтам, готовившим учителей для гимназий и училищ, министерство образования разработало программу по подготовке кадров. Первое высшее педагогическое учебное заведение было предложено преобразовать из уже существующей учительской гимназии. Предложение, содержавшееся в докладе графа Петра Завадовского, первого министра образования Российской империи, император Александр I утвердил 16 (28) апреля 1804 года.
В первоначальных планах стояло учреждение Петербургского университета, а Педагогический институт рассматривался как его отделение, которое, вопреки обыкновению, не выделилось из состава уже существующего университета, а, наоборот, должно было предшествовать созданию еще не существовавшего учебного заведения. Однако из-за того, что открытие университета долгие годы откладывалось, созданный в Петербурге Педагогический институт стал развиваться как самостоятельное высшее учебное заведение.
Изначально Петербургский педагогический институт был ориентирован на подготовку квалифицированных учителей для гимназий. Кроме математики, логики, метафизики, нравоучительной философии, эстетики, географии, политической экономии, химии, физики, коммерческих наук, латинской, немецкой и французской словесности, рисования и черчения, курс обучения включал сельское домоводство, столь необходимое для человека, связанного с уездной и сельской жизнью.
Обучение в институте длилось три года. Первые два года студенты изучали основные предметы, «дабы в течение сего времени могли во всех оных приобрести столь достаточные сведения, что в случае нужды в состоянии были бы заменить каждого учителя в губернских гимназиях».
В таком качестве это высшее учебное заведение просуществовало до 1816 года, подготовив за это время свыше 300 учителей, составивших основу педагогов Петербургского учебного округа. В декабре 1816 года Петербургский педагогический институт был преобразован в Главный педагогический институт — ведущее научно-педагогическое высшее учебное заведение, на которое возлагалось методическое руководство подготовкой учителей для всех учебных заведений страны. Педагогическим институтам, которые существовали при университетах, предписывалось сообщать Главному педагогическому институту сведения о своих выпускниках в целях их рационального распределения для прохождения государственной службы.
Спустя два с небольшим года Главный педагогический институт был преобразован в Петербургский университет, но до 1824 года продолжал жить по Уставу Главного педагогического института. Как отдельное учебное заведение Главный педагогический институт был восстановлен в 1828 году и в таком качестве проработал еще 30 лет. Методические основы отечественной педагогики, начало которым было положено в Петербургском педагогическом институте, послужили базой для дальнейшего развития отечественной педагогической науки и теории образования.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости