Русские победы
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Русские победы
Русская планета

Через Северный полюс — к рекорду дальности!

АНТ-25-1 приземлился в Сан-Джасинто. Фото: so-l.ru

12 июля 1937 года самолет АНТ-25 с экипажем Михаила Громова отправился в рекордный трансарктический полет

Сергей Антонов
11 июля, 2016 00:00
10 мин
Вторая половина 1930-х годов стала для всего мира временем величайших авиационных достижений. Технические возможности самолетов и опыт летчиков выросли достаточно, чтобы дать возможность замахнуться на рекорды, о которых прежде можно было лишь мечтать. И особое место в этой «гонке перелетов» занимали русские машины и летчики: раз за разом они демонстрировали миру свои уникальные возможности, доказывали, что наша страна на равных конкурирует в высокотехнологичной авиаотрасли с признанными лидерами. А самым, пожалуй, ярким свидетельством успехов, которых достигли Россия и ее пилоты, стал абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного перелета по прямой, который поставил экипаж в составе летчика Михаила Громова, второго пилота Андрея Юмашева и штурмана Сергея Данилина. За три дня — с 12 по 14 июля 1937 года — этот экипаж на самолете АНТ-25-1 пролетел по маршруту Москва — Новая Земля — остров Рудольфа — Сиэтл — Сан-Франциско — Лос-Анджелес — Сан-Джасинто, преодолев за 62 часа и 17 минут расстояние в 11 500 км, а по прямой — 10 148 км.
История этого сверхдальнего перелета неотделима от истории самолета, на котором он совершен. Ведь самолет АНТ-25, имевший и второе название — РД, то есть «рекорд дальности» (впрочем, на равных использовалась и другая расшифровка — «разведчик дальний»), создавался специально для подобных достижений. Первые намеки по будущему самолету-рекордсмену начальник ВВС СССР Яков Алкснис и один из руководителей ЦАГИ Андрей Туполев представили в августе 1931 года, а уже 7 декабря вышло правительственное постановление, которое утверждало «предложение РВС СССР об организации летом 1932 г. полета на предельную дальность и о постройке для этой цели самолета конструкции А.Н. Туполева АНТ-25 под мотор М-34 с проектной дальностью 13 000 км, при гарантированной ЦАГИ дальности 9000 км с мотором без редуктора и 10 000 км — с редуктором».
Но заложенный в постановлении срок выдержать не удалось — создание такого уникального самолета, как АНТ-25, потребовало существенно большего времени. Ведь фактически советская авиапромышленность впервые замахивалась на машину с таким характеристиками и такими возможностями, а значит, многие расчеты и конструкции делались впервые, зачастую методом проб и ошибок. Поэтому постройка первого АНТ-25 началась только 1 июня 1932 года и заняла ровно год и две недели. 14 июня 1933 года АНТ-25-1, он же РД-1, вывезли на Центральный аэродром имени Фрунзе в Москве, а утром 22 июня он отправился в свой первый полет. За штурвалом новой машины сидел летчик-испытатель, командир авиаотряда ЦАГИ Михаил Громов. Самолет произвел на летчика очень хорошее впечатление: в своих воспоминаниях он писал, что «машина была простой, обладала устойчивостью, но имела своеобразие в управлении благодаря необычной лямбде (удлинению. — РП) крыла, с хорошим "запасом" рулей. Основные характеристики сняли быстро, но самые трудоемкие испытания заключались в определении расхода горючего».
Удлинение крыла на АНТ-25 и вправду было необычным: таких длинных крыльев на самолетах в СССР до тех пор не делали. Но ставка на очень длинное и узкое крыло, которую сделала конструкторская бригада самолета РД под руководством Павла Сухого (он вел все работы по непосредственному созданию самолета, а Андрей Туполев курировал проект на высшем уровне), полностью себя оправдала. Так же как и решение расположить гигантского объема топливные баки — длиной семь метров каждый! — в крыльях. Как писал об этом сам Андрей Туполев, «расположение бензиновых баков в крыльях дает выигрыш в прочности. И вот почему. Крылья тяжело нагруженной машины испытывают большие напряжения в полете под воздействием аэродинамических сил, направленных снизу вверх. Сила тяжести горючего направлена вниз и тем самым уменьшает напряжения». Но кроме увеличения прочности, крылевые баки делали машину настоящим «дальнолетом»: общий вес топлива составлял 6100 кг, что обеспечивало беспосадочный полет в течение 75 часов! За это время самолет мог преодолеть расстояние в 13 000 км: чтобы обеспечить дальность и длительность перелета, его сделали далеко не самым скоростным, да это и не требовалось.
Когда Михаил Громов поднимал АНТ-25-1 в первый полет, дублер машины — самолет АНТ-25-2, или РД-2, только достраивался. Заложенный в августе 1932-го, он был готов к 1 сентября 1933 года, а 10 сентября впервые взлетел — и снова под управлением Михаила Громова. «Второй» пусть незначительно, но отличался от РД-1, прежде всего формой капота и руля направления; кроме того, именно на нем велись основные работы по модернизации машины, фактически доводка. А поскольку достраивался «дублер» также с учетом опыта АНТ-25-1, то есть сразу с более высокими показателями, то и к первым сверхдальним полетам решено было готовить сначала его.
Все основные работы по подготовке самолета были завершены в течение весны 1934 года. Тогда же закончилось и строительство первой в СССР бетонной взлетно-посадочной полосы в Щелково: только она обеспечивала нормальный взлет многотонной машине с таким длинным крылом. Первый рекордный полет Михаил Громов и его товарищи по экипажу Александр Филин и Иван Спирин совершили 30 мая — 1 июня, преодолев 4465 км за 27 часов 21 минуту, 24–25 мая перекрыли этот рекорд, пролетев 6559 км за 39 часов, а 12–15 сентября установили новый мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту, пролетев за 75 часов 12 411 км!
С этого дня самолеты РД-1 и РД-2 начали готовить к новым, еще более громким рекордам: полетам на максимальную дальность. Сначала намеревались проложить маршруты на юг от России, но когда уже вовсю шла работа в этом направлении, Бразилия отказала в разрешении на пролет советских самолетов — и трассы развернули на север. Первым идею перелета через Северный полюс подал летчик Сигизмунд Леваневский, который во главе экипажа в составе второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Виктора Левченко 3 августа 1935 года начал рекордный полет. Но не закончил: самолет, как и говорили хорошо знающие его летчики, еще не был готов к таким полетам, к тому же по требованию Леваневского в его оборудование внесли множество изменений, которые в итоге и не позволили закончить начатое. Пилот от дальнейших попыток отказался, а вместо него 18 июня 1937 года, после двухлетней работы по доводке машины и перелета по маршруту Москва — остров Удд, в первый трансарктический перелет отправился Валерий Чкалов, в экипаж которого вошли уже попробовавший свои силы на АНТ-25 Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков.
Примечательно, что в трансарктический перелет летом 1937 года должны были отправиться одновременно два самолета — и РД-1, и РД-2. По замыслу Михаила Громова, после взлета машины Валерия Чкалова (он летел на АНТ-25-2) на взлетную полосу должны были поставить его АНТ-25-1, и не позднее чем через час он последовал бы за чкаловским самолетом. Но за несколько дней до старта с громовского самолета внезапно сняли двигатель и заменили другим, который потребовал времени на облет…
Но нет худа без добра: вылети Михаил Громов одновременно с Валерием Чкаловым — и никакого абсолютного мирового рекорда дальности по прямой не было бы! Из-за погодных условий на маршруте самолет Чкалова вынужден был приземлиться в Портленде, пролетев за 63 часа 16 минут более 9130 км (8582 км по прямой). Это был национальный рекорд СССР — но не мировой. К тому времени лучший показатель составлял 9104,7 км, его достигли французские летчики Поль Кодос и Морис Росси, совершившие 5–7 августа 1933 года беспосадочный перелет из Нью-Йорка на сирийскую авиабазу Райяк.
И хотя накануне вылета, 11 июля 1937 года, прогноз погоды был не самым лучшим, Михаил Громов принял решение больше не откладывать перелет. Ведь цель — установить мировой рекорд — так и не была достигнута, а это создавало ненужное идеологическое напряжение. Поэтому в 3:21 утра АНТ-25-1, за штурвалом которого сидел Михаил Громов, на штурманском месте — Сергей Данилин, а на месте второго пилота в хвостовой части самолета — Андрей Юмашев, оторвался от бетона взлетной полосы и взял курс на север. Через полдня самолет долетел до Новой Земли, а ровно через сутки после взлета, в 3:14 утра 13 июля, на высоте 2,7 км пролетел над Северным полюсом. Около полудня 14 июля РД-1, который находился в воздухе уже почти два с половиной дня, пролетел над Сан-Франциско — точкой, которую Андрей Туполев незадолго до полета называл в качестве желаемого финиша. Пролетел — и двинулся дальше: рекорд фактически уже был поставлен, но летчики решили не останавливаться на этом, а посмотреть, как далеко им удастся добраться.
М. Громов, С. Данилин, А. Юмашев. Иллюстрация из книги «Солдаты Империи»
М. Громов, С. Данилин, А. Юмашев. Иллюстрация из книги «Солдаты Империи»
Развернувшись практически над границей с Мексикой, экипаж Михаила Громова совершил еще несколько облетов, выбирая место для посадки, и в конце концов приземлился на пастбище близ местечка Сан-Джасинто — чуть западнее Лос-Анджелеса и севернее Сан-Диего, являющегося самой южной точкой Западного побережья США. Приземлиться в 20 километрах северо-западнее, на аэродроме военной базы Марч-Филд в Риверсайде, русские пилоты не смогли по объективной причине: на грунтовой взлетной полосе… паслись два теленка, которые совершенно не испугались пролетавшего над ними самолета. А после приземления, подсчитав остатки топлива, экипаж Михаила Громова понял, что полет можно было продолжать и лететь хоть до Панамы: хватило бы еще на полторы тысячи километров!
За совершение этого рекордного перелета два члена экипажа — Андрей Юмашев и Сергей Данилин — были удостоены звания Героев Советского Союза, а их командир, который получил это звание в сентябре 1934 года за первый рекордный перелет на АНТ-25, удостоился ордена Ленина. Что же касается АНТ-25, то самолет этот решили приспособить для военных нужд, создав на его основе дальний бомбардировщик ДБ-1. Правда, военный вариант машины-рекордсмена оказался куда хуже гражданского: слишком тихоходный и слабо вооруженный, он не оправдал ожидания ВВС, и 18 выпущенных для армии машин почти все время простояли на аэродромах, а со временем стали наземными мишенями для более современных бомбардировщиков. Увы, такая же печальная участь постигла и рекордный АНТ-25-1: в отличие от чкаловского АНТ-25-2, он не попал в музей, а был уничтожен во время учебного бомбометания на одном из западных военных аэродромов…
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
10 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ