Русские победы
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального». Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) признан иностранным агентом.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Русские победы
Русская планета

«Отторгнуты насилием, воссоединены любовью»

Памятная медаль с надписью «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)»
24 февраля 1839 года свыше полутора миллионов униатов воссоединились с Русской Церковью
Кирилл Брагин
24 февраля, 2017 11:00
5 мин
Брестская уния1 1596 года, совершенная руками нескольких архиереев, разорвала единство Русской Церкви, православные, проживающие на территории Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, стали гонимым меньшинством и оказались в бедственном положении. 
«Несколько столетий русский народ нашего края находился в польской неволе. С помощью унии его лишили не только древней православной веры, но и покушались на русский язык, и с течением времени не только отдельные люди, но и целые приходы, забывая молитвы своих предков, начинали молиться по-польски», - писал митрополит Иосиф (Семашко), посвятивший свою жизнь возвращению соотечественников к православию.
После вхождения белорусских земель в состав Российской империи положение изменилось, католичество и уния сохранили легитимность, но перестали быть главными конфессиями. Религиозная политика Николая I была направлена на поддержку православного населения, что в свою очередь совпадало с национальными интересами по уменьшению польского влияния в этом регионе.
Чтобы вырваться из униатского полона, необходимы были деятельные и активные труженики в этом сложном деле. Одним из них стал митрополит Иосиф (Семашко). Он родился в семье униатской семье, и уже во время обучения в Виленском университете увидел, что униатство является средством полонизации и католической экспансии в западных землях России.
Позже, когда он стал священником, убеждение, что униатов необходимо вернуть к вере предков, в нем укрепилось. О. Иосиф не был единственным, кто так считал, многие молодые священники и миряне разделяли его идеи.
В 1827 году он подготовил проект, в котором изложил план по возвращению униатов в православие. Предложение нашло отклик у Николая I, уже в следующем, 1828 году была образована самостоятельная Греко-униатская коллегия и созданы две независимые от католического влияния униатские епархии: Белорусская — с центром в Полоцке, и Литовская — с центром в Жировицах, — правящим епископом которой и стал в 1833 году Иосиф Семашко.
В этой должности владыка Иосиф начал энергичные, но постепенные преобразования по освобождении народа от латинства.
В Литовской епархии были введены в обиход богослужебные книги московской печати, органная музыка заменена православным клиросным пением, а из священнической присяги были изъяты слова о верности римскому папе. Духовенством и мирянами реформы были восприняты с энтузиазмом, но вызывали сильную неприязнь польско-католических кругов.
В 1828 году в Жировицах владыка Иосиф открыл Литовскую духовную семинарию, преподавание в ней велось на русском языке и по учебникам православных семинарий. Жировицы стали центром православия, здесь формировались независимые взгляды будущих священнослужителей на Россию и Польшу, на православие, католицизм и унию.
Десять лет владыка Иосиф с соработниками вел кропотливую работу: разъезжая по униатским епархиям, он знакомил духовенство с планом воссоединения и собирал с него подписи, что в нужное время оно вместе с ним одновременно примкнет к воссоединению.
Результатом постепенной, проходившей в течение десятка лет, подготовки к воссоединению с Православной Церковью стал исторический собор униатского духовенства, открытый в Полоцке 12 февраля 1839 года, в неделю Торжества Православия, что само по себе имело глубокий символический смысл.
Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский
На соборе присутствовали униатские епископы Иосиф (Семашко), Антоний (Зубко), Василий (Лужинский), а также представители приходского духовенства и мирян. Они постановили от имени всей униатской церкви обратиться к Святейшему Синоду Греко-Православной Российской Церкви и к императору Всероссийскому с просьбой принять их в лоно Святой Православной Церкви. Это обращение было зафиксировано в «Соборном Акте» о воссоединении униатов с Православной Церковью.
В этом документе, под которым стояли подписи 1305 духовных лиц, указывалось, что их предки «силою чуждого преобладания подчинены властью Римской церкви», а потому они, собравшиеся, выражают желание «жить с этой минуты одной жизнью со святыми восточными православными патриархами и в подчинении Святейшему Российскому Синоду».
13 марта Святейший Синод вынес решение: «Епископов, духовенство и верующих греко-католической Церкви объединить с Православной Церковью Всероссийской», а 25 марта император Николай I, одобряя это решение Синода, написал: «Благодарю Бога и принимаю».
Воссоединение верующих западных областей Империи было подтверждено официально, и по этому случаю была отчеканена специальная медаль, на одной стороне которой были выбиты слова: «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовью (1839)», а на другой был изображен лик Спасителя с надписью «Такова имамы Первосвященника».
В общей сложности к Православной Церкви присоединились свыше 1,6 миллиона человек.
Девиз Екатерины II по собиранию русских земель «Отторженная возвратих» исполнился в самом прямом смысле.
1Уния – форма объединения, при которой православное духовенство признавало главенство папы Римского, принимала католическое учение, но сохраняла богослужебный обряд.
Поделиться
ТЕГИ
РПЦ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
5 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ