По состоянию на 5 июня 10:35
Заболевших449 834
За последние сутки8 726
Выздоровело212 680
Умерло5 528
Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Русские победы

«Он открыл для Америки новую Россию»

Так о знаменитом советском кинорежиссере Григории Александрове отозвался американец Чарли Чаплин
Кирилл Брагин
23 января, 2018 19:30
4 мин
По признанию Александрова, путевку в жизнь ему дала советская власть. Это действительно так, но снимать режиссер мог только в жестких идеологических рамках.
Детство будущего лауреата двух Сталинских премий Григория Васильевича Александрова, появившегося на свет 10 (23) января 1903 год в Екатеринбурге в семье уральского горнорабочего, пришлось на годы «старорежимной» России.
Отец не имел возможности дать детям приличного образования, и определил девятилетнего Гришу на работу в городской театр. Здесь он работал помощником бутафора, реквизитора, электротехника, театр мальчик полюбил с детства. Поэтому, когда при советской власти появилось возможность получить художественное образование, он поступил на курсы режиссеров рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губпрофсовете.
Вместе с Иваном Пырьевым создавал художественную самодеятельность в екатеринбургском ЧК, для театра, который являлся агитационной трибуной, писал пьесы характерного содержания, например, «Суд божий над епископом».
После назначение инструктором отдела искусств Губобразнадзора определял репертуар для кинотеатров, занимался переделкой старых русских и зарубежных фильмов, изменяя их в соответствии с новой идеологией.
Партийной организацией для повышения квалификации вместе с Пырьевым был направлен в Москву, поступил в театр «Пролеткульта», где познакомился с режиссером Сергеем Эйзенштейном. Режиссер сделал его одним из своих ближайших помощников сначала в театральных постановках, позже при постановках фильмов «Стачка», «Броненосец Потемкин», в них Александров снимался как актер. Он также выступил как соавтор сценариев и сопостановщиком фильмов «Октябрь» и «Старое и новое».
С целью изучения звука в кино, которое для советских кинематографистов являлось еще неизвестной величиной, с 1929 по 1932 годы вместе с Эйзенштейном и оператором Тиссэ находился в командировке в странах Европы и США, куда их пригласила кинокомпания «Paramount Pictures».
Примечательно, что на вокзале Лос-Анджелеса среди встречавших был Чарли Чаплин, который спросил советских кинематографистов, зачем они сюда приехали. «Учиться делать звуковое кино», - таков был ответ. На что знаменитый артист сказал:
«В Голливуде не делают кино, здесь делают деньги. Учиться киноискусству надо там, где сделан «Броненосец «Потемкин». В Америке завязалась дружба Александрова с Чаплиным.
В 1932 году вместе с Эйзенштейном по приглашению мексиканских деятелей культуры он прибыл в эту страну и снял документальный фильм «Да здравствует Мексика!»
Отчет о поездке в капиталистические страны у Александрова принимал сам Сталин, он же просил режиссера снять документально-публицистический фильм «Интернационал», об экономических успехах молодого Советского государства. Звуковой и частично цветной фильм «словно праздничный фейерверк пронесся по экранам страны».
В этом же году Григорий Александров начал работу над фильмом «Веселые ребята», в котором можно заметить музыкально-хореографические заимствования из Голливуда. Критики заявили, что в ленте мало революционного пафоса, и хотели было отправить фильм на полку, но положение спас главный цензор страны Сталин.
С этой картины началась стремительная карьера супруги Григория Александрова Любови Орловой. Фильм «Веселые ребята» жив и сегодня благодаря песенной лирике - «Марш веселых ребят», «Сердце, тебе не хочется покоя».
Картина имела большой успех не только в отечественном прокате, но и за рубежом, Чарли Чаплин, посмотрев фильм, сказал: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».
Успешными были и следующие картины - «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». Александров снимал фильмы по госзаказу, безусловно, он сильно приукрашал суровую советскую действительность, но вместе с тем его фильмы полны жизнеутверждающего юмора.
При работе над фильмом Александров следовал установкам, сложившимся еще при работе над «Веселыми ребятами»: «Тема фильма — бодрость, проблема — оптимизм, форма — музыкальная комедия».
Свой последний фильм «Скворец и Лира» Александров снял в 1972 году. Он скончался 16 декабря 1983 года в возрасте 80 лет. 
темы
4 мин