Обучить монахов ремеслам
Петр I и святитель Митрофан Воронежский

Петр I и святитель Митрофан Воронежский

11 февраля 1724 года вышел указ Петра I о монашестве

Российского история, пожалуй, не знает больше такого правителя, славного размахом своих реформ, как Петр Великий. Его преобразования касались всех сторон государственной и общественной жизни, не обошли они стороной и Русскую Церковь и ее авангард – монашество.

«Объявление о монашествующих», вышедшее 31 января (11 февраля) 1724 года, полное название его «Объявление, когда и какой ради вины начался чин монашеский, и каковый был образ жития монахов древних, и како нынешних исправить, хотя по некоему древним подобию, надлежит», как и все прочие указы Петра I имело исключительно прагматичный характер.

Монашество и его сакральную сущность царь не понимал, а монахов считал людьми, «чуждые труды поядающими». По мнению царя «праздных обывателей монастырей» следовало сделать полезными для общества. Поэтому указ повелевал, чтобы монахи обучались ремеслам и земледелию, а монахини – рукоделию. Хотя, как правило, в монастырь поступали люди, еще в миру овладевшие каким-либо ремеслом.

«Объявление», как и предыдущие указы Петра, предписывало сокращать число монастырей и использовать монастырские владения в государственных целях.

Указ повелевал при монастырях открывать богадельни, приюты для психически больных преступников, солдат-инвалидов и подкидышей. И всех этих людей монастырь был обязан содержать. Если всем не хватало места, монахов выселяли из обителей.

Царь уважал лишь ученых монахов, поэтому указ при столичном Александро-Невском монастыре предписывал создание духовных учебных заведений для формирования «ученого братства» – русского ученого монашества. В этой части «Объявление» можно считывать положительным моментом.

В кадровой политике, Петр сделал ставку на малороссийских архиереев, культурная близость которых к Западу, по мнению императора, способствовала бы скорейшему внедрению западного просвещения и реформ, задуманных Петром.

С этой же целью Петр после смерти Патриарха Адриана сначала приостановил выборы Патриарха, а после и вовсе упразднил Патриаршество – один из главных символов русского традиционализма.

Причем, сам Петр был религиозным человеком, с юности читал Апостол (Деяния и послания святых апостолов) в храме, интересовался особенностями православного богослужения, был дружен и даже слушался святителя Митрофана Воронежского. В его указах можно встретить религиозную оценку исторических событий.

Но главное в монашеском делании – молитву, подвижничество и воздержание царь просмотрел. Видимо он не понимал самой сути духовного делания, раз в объявлении содержались такие слова: «А что, говорят, молятся, то и все молятся… Что же прибыль обществу от сего?»

Исключительно духовные ценности Петр хотел перевести в плоскость практическую. Так и теперь в Церкви хотят видеть лишь институт по решению социальных проблем, но никак не учителя в вопросах веры и нравственности.

Тихвинский монастырь – основан по указу Ивана Грозного Далее в рубрике Тихвинский монастырь – основан по указу Ивана Грозного11 февраля 1560 года на берегу речки Тихвинки была основана святая обитель во славу Тихвинской иконы Богоматери

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»