Новости – Русские победы












Русские победы
«Жизнь за царя»

Рождение русской классической оперы связывают именно с этим творением Михаила Глинки
9 декабря, 2016 11:16
3 мин
Идея написать национальную оперу у Михаила Ивановича Глинки появилась во время трехлетнего путешествия по Европе. В Милане, Вене и Берлине он слушал произведения знаменитых европейских композиторов и подолгу размышлял о национальных корнях культуры каждого народа.
«Мысль о национальной музыке (не говорю еще оперной) более и более прояснялась», - отмечает Глинка в своих «Записках». Сочинять оперу композитор начал по возвращении на родину, причем стал это делать, не дожидаясь выбора сюжета, характер музыки вырисовался окончательно.
«Запала мне мысль о русской опере; слов у меня не было, а в голове вертелась «Марьина роща». Сюжет предложил Жуковский, у которого композитор часто бывал в Петербурге.
«Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, - пишет Глинка, - Жуковский искренно одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина. Сцена в лесу глубоко врезалась в моем воображении; я находил в ней много оригинального, характерного для русских».
С тех пор Глинка жил написанием оперы, в его воображении «как бы по волшебному действию вдруг создался... план целой оперы...». Прежде, чем он получил текст оперы от либреттиста, «...многие темы и даже подробности разработки - всё это разом вспыхнуло в голове…».
Успех премьеры, который состоялся 27 ноября 1836 года в Санкт-Петербурге, превзошел все ожидания.
«Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, - спешит он поделиться радостью с матерью, - и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актеры выходили из себя от рвения... государь-император... благодарил меня и долго беседовал со мною...».
Постепенно слава оперы выходит за пределы России и получает высокую оценку деятелей европейской культуры.
Своим триумфом опера обязана не только таланту композитора, но и патриотическому сюжету. Действие оперы происходит в Смутное время, когда Россия после всех мук и бедствий, обрела царя, а с ним и надежду на возвращение к нормальной жизни. В либретто описывается тот драматический момент, когда избранный царь еще не защищен кремлевскими стенами, а находится в своей костромской вотчине.
В то же время не все захватчики изгнаны с русской земли, отряд поляков разыскивает царя с намерением его убить. Ворвавшись в дом крестьянина Ивана Сусанина, враги требуют рассказать, где находится вновь избранный царь Михаил. Иван Сусанин не намерен помогать им, он опасается, что кто-то другой не выдержит пыток и укажет путь. Он вызывается проводить поляков якобы к царю, но заводит их в непроходимую чащу, после чего сознается в обмане. Поляки в бессильной злобе убивают преданного царю крестьянина, но сами тоже обречены на гибель. В финале звучит торжественное «Славься, славься, ты Русь моя».
С тех пор опера «Жизнь за царя» ставилась многие годы на разных российских сценах. Именно она была выбрана для постановки в день открытия Мариинского театра. Но после октябрьского переворота опера с таким названием была обречена на забвение.
Долгие годы советским людям внушалось, что бессмертная опера носит название «Иван Сусанин». О том, что сам автор назвал ее «Жизнь за царя», предпочитали не вспоминать. И хотя не отрицалось, что первое исполнение шедевра Глинки по праву считается днем рождения русской национальной оперы, в трактовке этого эпохального для русской культуры события замалчивалась весьма существенная деталь.
Образ Ивана Сусанина преподносился как образ патриота, жертвующего жизнью за Отечество. Это, безусловно, так. Но все же в реальной истории, как и в творении Глинки, Сусанин отдал свою жизнь не просто за Россию, а за православную Русскую монархию и Царя-помазанника. Сегодня историческая справедливость восстановлена, и опере возвращено ее настоящее название.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости