Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».
Новости Русские победы
Русская планета
Йозеф Мукаржовский. Портрет Михаила Александровича Максимовича

Михаил Максимович – за братство русского и украинского народов

4 декабря 1873 года скончался Михаил Александрович Максимович, историк, этнограф и филолог

Елена Коваленко
4 декабря, 2016 11:00
1 мин
В 1827 году в Москве вышел сборник «Малороссийские песни, изданные М. Максимовичем», который сразу же стал пользоваться большой популярностью.
В предисловии автор Михаил Максимович писал: «Наступило, кажется, то время, когда познают истинную цену народности... Уроженец южной Киевской Руси, где земля и небо моих предков, я преимущественно ей принадлежал и принадлежу доныне, посвящая преимущественно ей и мою умственную деятельность. Но с тем вместе, возмужавший в Москве, я также любил, изучал и северную Московскую Русь, как родную сестру нашей Киевской Руси, как вторую половину одной и той же святой Владимирской Руси...»
Как известно, к роду Максимовичей принадлежат двое святых Русской Православной Церкви — святитель Иоанн Тобольский (1651-1715) и святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (1896-1966). К этому же старинному казацкому роду принадлежал и Михаил Александрович. Он окончил Московский университет сразу по нескольким специальностям: филолог, физик-математик, медик, ботаник — юноше удавалось все, за что бы он ни брался. Причем его деятельность на поприще естественных наук оказала, в конечном итоге, влияние и на развитие русского языка, во всяком случае, в сфере специальной лексики: все основные термины ботаники, которые используются до сих пор, были введены именно Максимовичем.
Михаил Александрович учился и развивался в атмосфере московского славянофильства, тесно общаясь с Хомяковым и братьями Киреевскими. В этих кругах он проникся красотой народного творчества и стал с увлечением собирать и исследовать украинские песни и сказки. Пушкин восхищался Максимовичем как знатоком украинской культуры, называл себя его поклонником и признавал, что «это ученый, который очень многому нас научил».
Захватили народные песни и Гоголя, с которым Михаил Александрович был в тесной дружбе. Они вместе совершали паломничества и путешествия, радуясь возможности прикоснуться к народной жизни и его культуре. А после, собираясь «на вареники» у Аксаковых, они часто пели, причем Гоголь обычно предварял пение такими словами: «Упьемся песнями нашей Малороссии».
Внезапно появившееся «Слово о полку Игореве», вокруг происхождения которого сразу возникло столько споров, привлекло к себе внимание Михаила Александровича. Он первым взялся за его полный поэтический перевод на украинский язык. Скептики относили появление текста-оригинала ко времени не ранее XVI века. Ученые Строев, Каченовский, Беликов, Давыдов, Сенковский вообще не признавали «Слово...» настоящим, считая его чьей-то подделкой в XVIII веке. И только Максимович, глубоко исследовав текст, указал на схожесть особенностей стиля, лексики «Слова...» с южно-русской народной поэзией.
Его научные и общественные заслуги одинаково высоко ценились как русскими, так и украинскими учеными и писателями. Жизненная позиция самого Михаила Максимовича была такова: «Ни один филолог, по правилам и законам своей науки, не решится разрознить южнорусского и севернорусского языка: они, как родные братья, должны быть непременно вместе».
Своим творчеством Максимович доказал, что можно в равной мере любить Украину и в то же время быть патриотом Великой России, избегая при этом как крайностей национализма, так и попыток обеднить многонациональную российскую культуру, принизив богатейший вклад, внесенный в нее малороссами.
Поделиться
1 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ