Новости – Русские победы
Русские победы
Михаил Ефимов. Родоначальник русской авиации
Первый русский летчик М. Н. Ефимов. Фото: из личного архива Ивана Баранцева, Марата Хайрулина и Геннадия Петрова
15 февраля 1910 года первый русский летчик официально стал пилотом
15 февраля, 2019 07:00
6 мин
Стремительное развитие авиации в начале ХХ века, после того как в 1903 году братья Райт впервые заставили оторваться от земли оснащенный мотором летательный аппарат тяжелее воздуха, почти сразу захватило и Россию. Но поскольку собственного авиапроизводства в стране не было — хотя в ней и трудились такие крупные теоретики аэродинамики и авиации, как контр-адмирал Александр Можайский и профессор Николай Жуковский, — то и собственная летная школа появилась далеко не сразу. Поэтому первые дипломированные русские пилоты получали свидетельства за границей — в Париже, в первом и единственном на тот момент аэроклубе Франции. Именно он 15 февраля 1910 года выдал диплом № 31 русскому пилоту-любителю Михаилу Никифоровичу Ефимову.
Формально Ефимов не был первым россиянином, который прошел обучение в парижском аэроклубе и получил диплом авиатора. Еще 28 октября 1908 года сам Уилбер Райт — один из легендарных братьев-пионеров авиации — взялся обучать полетам 43-летнего подданного русского императора графа Шарля де Ламбера. Но этот пилот, хотя предки его еще в XVIII веке перебрались из Франции в Россию, а его дед был одним из героев Отечественной войны 1812 года, никогда не бывал на своей исторической родине и ни разу не поднялся в российское небо. Так что по совести первым именно русским пилотом был Михаил Ефимов.
Причем все шло к тому, что одессит Ефимов должен был стать вторым, уступив пальму первенства Николаю Попову. Именно Попов, которому довелось впервые летать на самолете пассажиром у того самого графа Шарля де Ламбера, первым из русских пилотов начал обучение в парижской летной школе. Он совершил свой первый учебный полет 13 декабря 1909 года — на дюжину дней раньше Ефимова, полетевшего 25 декабря. Но первый вылет Попова занял всего несколько минут и закончился падением аэроплана из-за ошибки курсанта в управлении рулями. А Михаил Никифорович, насколько известно, оказался более способным учеником: его первый полет длился аж 45 минут! Судя по всему, цепкость к знаниям, которую демонстрировал Ефимов, и его способность быстро и четко усваивать уроки сделала его любимчиком Анри Фармана — одного из ведущих инструкторов школы. С такой поддержкой неудивительно, что Ефимову удалось обогнать Попова: тот только 28 марта 1910 года получил диплом № 50. А третьим дипломированным русским пилотом 10 июня 1910 года стал Владимир Лебедев: на его дипломе красовался № 98.
Что же должен был уметь пилот-любитель, чтобы получить пилотский диплом — прообраз современного свидетельства пилота? Требования к ним определяла статья 1 «Правил для получения звания пилота во Франции», которыми руководствовались в то время представители французского аэроклуба. Согласно этому документу курсант, желающий получить диплом, должен был пролететь «три полных круга, каждый по меньшей мере в 1 км, без соприкосновения с землей. Эти круги должны быть сделаны кандидатом без пассажиров, в разные дни и самое большое — на протяжении 30 дней». И этого было достаточно! Стоит ли удивляться, что только в 1909–1910 годах парижская авиашкола выдала 354 пилотских диплома! Как нетрудно догадаться, основную часть их получили слушатели-французы. А вот среди иностранцев первенство осталось за русскими: в тот период наши соотечественники получили 27 дипломов пилота, англичане — всего 19, голландцы — 7, а немцы — и вовсе 4.
М. Н. Ефимов на «Фармане»
Михаил Ефимов на «Фармане». Фото: wikipedia.org
Дальнейшая судьба Михаила Ефимова сложилась непросто — как, впрочем, и у всех пионеров российской авиации. После возвращения в Россию он занялся популяризацией авиации, совершая демонстрационные полеты и одновременно ведя активную работу в качестве пилота-инструктора и участника авиационных состязаний по всей Европе. Надо отдать должное Михаилу Никифоровичу: сын отставного гренадера, участника русско-турецкой войны 1877–1878 годов, с самой юности проявлял все задатки победителя, прославившись сначала в велоспорте, а потом став одним из самых знаменитых первых мотогонщиков, чемпионом России. Так что и в авиасостязаниях он, как правило, занимал призовые места: сказывался не только богатый опыт, но и умение изобретать и осваивать все новые и новые фигуры пилотажа. В частности, после того как в конце 1910 года Ефимов стал инструктором в Севастопольской офицерской школе авиации, он первым совершил в ней крутые виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем.
Из Севастопольской школы после начала Первой мировой войны Михаил Ефимов попросился на фронт и с апреля 1915 года стал летчиком-добровольцем 32-го авиационного отряда, действовавшего на Западном фронте. В июне того же года его переводят в авиационный отряд Гвардейского корпуса, а через год, 22 июля 1916 года, командование просит перевести опытного пилота в истребители «ввиду выдающихся способностей прапорщика Ефимова управлять быстроходными самолетами». Это ходатайство было удовлетворено, и в конце лета Михаил Ефимов уже служил летчиком в 4-м отряде истребителей на Румынском фронте, где летал на одной из лучших машин того времени — одноместном «Ньюпоре XI».
На фронте Михаил Ефимов провел в общей сложности чуть меньше двух лет, успев за это время стать полным кавалером солдатского Георгиевского креста и заслужить орден Святой Анны третьей степени с мечами. В начале 1917 года его отправили обратно в Севастополь, на должность флагманского летчика гидроавиации Черноморского флота — делиться уникальным опытом с молодыми авиаторами. На Черном море Ефимов встретил и Февральскую, и Октябрьскую революции, после которых стал одним из первых красных военлетов. За это свое решение первый русский летчик в конце концов поплатился жизнью. Во время немецкой оккупации Крыма он провел год в заключении, после освобождения вернулся к полетам (по некоторым данным, Ефимов был флагманским летчиком при комиссаре гидроавиации), но во время отступления Красной армии в 1919 году не успел эвакуироваться вместе с основными частями и остался в Одессе. Его арестовали и вскоре расстреляли, вывезя на шлюпке в море. До своего 38-летия первый русский дипломированный пилот и один из самых знаменитых отечественных летчиков начала ХХ века не дожил всего пару месяцев…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости