Композитор Анатолий Лядов – мастер жанра миниатюры
Илья Репин. Портрет композитора Анатолия Константиновича Лядова, 1902

Илья Репин. Портрет композитора Анатолия Константиновича Лядова, 1902

Творчество композитора неразрывно связано с русским фольклором

Анатолий Константинович Лядов принадлежал к семье потомственных музыкантов. Большинство Лядовых были музыкантами-профессионалами.

Его дед, Николай Григорьевич Лядов был вторым дирижером «малых опер и водевилей» Русского оперного театра и главным помощником итальянского капельмейстера Каттарино Кавоса. Среди его девяти детей семеро стали музыкантами, наиболее известен сын Константин, он сыграл важную роль в становлении русского столичного театра.

Анатолий родился в апреле 1855 года. Первым учителем музыки был его отец, а оперный театр стал для мальчика вторым домом, где он, по словам Римского-Корсакова, «во время репетиций шалил за кулисами и лазил по ложам». А когда подрос, сам стал участвовать в спектаклях в качестве статиста или участника хора.

На его выпускных экзаменах в Петербургской консерватории Николай Римский-Корсаков сказал: «Лядов подарил действительно прекрасной вещью. Уж очень он талантлив, и при этом умница».

Прекрасной вещью он назвал кантату «Мессинская невеста» по Шиллеру, по поводу нее много шумел критик Владимир Стасов.

Творчество Лядова неразрывно связано с русской народной песней. Его произведения отличаются напевностью, изяществом и стройностью форм и часто наполнены сказочными образами. Он был мастером музыкальной миниатюры. Лядов написал немного произведений, но все они являются шедеврами: «Музыкальная табакерка», «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора», «Бирюльки» и другие.

Как отмечают музыкальные критики, «глубоко национальные по образам и музыкальному языку, они привлекают внимание особым изяществом и тонкостью рисунка, мелодичностью линий, совершенством формы».

В тщательной отделке деталей произведения ярко проявился один из характерных принципов лядовской эстетики: «Так сделать, чтобы каждый такт радовал».

Отделка эта неизбежно отражалась на темпах работы. Эта замедленность творческого процесса композитора постоянно смущала тех, кто сочувственно относился к его дарованию. Между тем за этой кажущейся апатичностью скрывалась непрерывная умственная работа. «Я очень склонен к покою тела, но не мысли», - говорил о себе Лядов.

Как и многие композиторы дореволюционного периода, он обращался к духовной тематике: «Из Апокалипсиса», сборник «Десять переложений из Обихода», «Ежечасная молитва святителя Иосафа Горленко».

Анатолий Лядов преподавал элементарную теории музыки, гармонию и инструментовку. Среди его учеников Михаил Гнесин, Сергей Прокофьев, Борис Асафьев, Виктор Беляев и другие.

Скончался Анатолий Константинович 15 (28) августа 1914 года в имении близ Боровичей. 

Барон Врангель: сражался за Россию до последнего Далее в рубрике Барон Врангель: сражался за Россию до последнего27 августа 1878 года родился русский военачальник Петр Врангель, один из лидеров Белого движения

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»