Новости – Русские победы
Русские победы
Князь Сергей Волконский – «художник до мозга костей»
Так о русском театрального деятеле, критике, режиссере и литераторе отозвался Александр Бенуа
16 мая, 2017 13:45
3 мин
Сергей Михайлович Волконский принадлежал к одной из самых знатных и известных фамилий России. Волконские возводили свой род к прославленному князю Михаилу Черниговскому.
Среди предков Сергея Михайловича выдающиеся государственные деятели: генерал-фельдмаршал князь Петр Волконский, граф Александр Бенкендорф, «екатерининский орел» князь Григорий Волконский и многие другие.
Сергей Михайлович родился 4 (16) мая 1860 года, в имении Бенкендорфов-Волконских в Фалле под Ревелем. «Под знаком Фалля прошел расцвет моей детской души», - вспоминал Волконский.
Получив блестящее домашнее образование и окончив историко-филологический факультет Петербургского университета, как представитель знатной фамилии, он мог рассчитывать на высокий пост в государственных структурах и на стремительную чиновничью карьеру, но избрал другой путь – посвятил жизнь работе в области культуры.
Образ жизни чиновника был ему не по душе: «Я ненавидел службу и соединенную с ней официальность, официальное времяпрепровождение, официальные с людьми отношения, официальность речи и образа мыслей». Волконский, по словам Александра Бенуа, был «художником до мозга костей, горячо преданным искусству».
В составе русской делегации в 1893 году он посещает знаменитую Всемирную выставку в Чикаго и Конгресс религий, где его философско-богословские доклады вызвали интерес у американской публики. Спустя три года он получит приглашение для чтения лекций по русской истории и литературе в крупнейших университетах США: Гарвардском, Колумбийском и Корнуэльском. Князь рассказывал о России столь интересно, что в Гарвардском университете была открыта кафедра славянских наречий.
В 1889 году Сергей Волконский был назначен директором Императорских театров. За два года его пребывания на этом посту театральное искусство России ознаменовалось многими реформами. В частности, заручившись поддержкой Сергея Дягилева, Волконский привлек к работе талантливых художников из объединения «Мир искусства» Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Александра Бенуа, Валентина Серова, Евгения Лансере.
Сам князь описывал свой опыт пребывания в должности директора как неприятный: «…Я узнал много подлости людской… зависть людская кишела». По ряду обстоятельств, в том числе из-за конфликта с Дягилевым и Ксешинской, Волконский подал в отставку.
Его имя все чаще появляется в печати, он сотрудничает с журналами по искусству и выпускает несколько книг «Человек на сцене» (1911), «Художественные отклики» (1912), «Выразительное слово» (1913), «Отклики театра» (1914). Работы Волконского изучал режиссер Константин Станиславский и некоторое время Сергей Михайлович сотрудничал со МХТ.
После октября 1917 года Сергей Волконский оставался в России, однако в 1921 году вынужден был уехать из страны. Но и в эмиграции, он продолжал выполнять русскую культурную миссию, писал рецензии, обзоры и статьи, выступал с лекциями о жизни и культуре «прежней России».
Марина Цветаева, с которой он познакомился в последний год пребывания в Москве, смело назовет князя Волконского «учителем жизни».
После долгих странствий по миру Сергей Михайлович Волконский окончил свою жизнь в 1937 году в американском Ричмонде.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости