Иван Киреевский – один из основателей славянофильства
2 мин чтения
Иван Киреевский – один из основателей славянофильства

Русский мыслитель и философ Киреевский «вместе с Хомяковым является первоисточником всей современной православной культуры»

Иван Васильевич Киреевский родился 22 марта (3 апреля) 1806 года в Москве, он был выходцем из старинного дворянского рода. Большое влияние на братьев Киреевских оказал родственник по матери Василий Жуковский, племянников он хотел видеть писателями.

К десяти годам Иван освоил значительную часть домашней библиотеки, прочитав основные произведения русской и французской литературы, в двенадцать лет – свободно читал на немецком языке. В юности изучал труды сенсуалистов Локка и Гельвеция, отчимом был перенаправлен к немецкой метафизике, изучение которой продолжил в Германии, здесь слушал лекции Гегеля и Шеллинга, а также Шлейермахера.

По возвращении в Россию Киреевский предпринимает издание журнала «Европеец», где ставит задачу содействовать сближению и взаимодействию русской и западной культуры. Но журнал просуществовал недолго, за статью «Девятнадцатый век», в которой прослеживались требования конституции для России, он был закрыт. Высылке Киреевского из Москвы предупредило заступничество Василия Жуковского и Петра Вяземского.

Изменение в мировоззрении западника Киреевского произошло под влиянием жены Натальи Петровны Арбеневой, она была духовной дочерью преподобного Серафима Саровского.

Через жену Иван Васильевич познакомился с оптинскими старцами, у него появился большой интерес к наследию святых отцов, и вскоре он становится редактором переводов святоотеческих творений, которые издавались в Оптиной Пустыни. Этот монастырь в Калужской губернии при старце Макарии был одним из самых значительных центров православного книгоиздания России.

Духовное перерождение Киреевского не сделало его враждебным к западной культуре, достижения которой он продолжал ценить.

«Я и теперь еще люблю Запад, я связан с ним многими неразрывными сочувствиями. Я принадлежу ему моим воспитанием, моими привычками жизни, моими вкусами, моим спорным складом ума, даже сердечными моими привычками; но в сердце человека есть такие движения, которые сильнее всех привычек и вкусов и без которых ни человек, ни народ не могут жить своею настоящею жизнью», – писал Иван Васильевич.

При этом он принимал самое активное участие в полемике с западниками.

Иван Киреевский считается одним из родоначальников славянофильства – религиозно-философского течения, ориентированного на выявление самобытности России и поиск собственного пути развития страны.

«У нас есть надежда и мысль о великом назначении нашего Отечества!», – в этом высказывании Киреевского заложена вся программа славянофильства. Философ считал, что у России мессианское призвание, и Россия способна разрешить комплекс мировых проблем.

Если Россия разовьет свои начала, то сможет «подчинить раздвоенную образованность Запада цельному сознанию верующего разума».

Фундаментом, на котором следует строить российскую государственность, является православие:

«… чем более будут проникаться духом православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ…»

Стиль Киреевского литературные критики называли близким к стилю Пушкина и Карамзина, а самого писателя считали наряду с Алексеем Хомяковым «первоисточником всей современной православной культуры».

Западник Чернышевский отмечал, что Иван Васильевич испытывал горячую ревность «к просвещению и к улучшению русской жизни», Александр Герцен считал славянофила Киреевского «прекрасной и сильной личностью», а другой идеологический оппонент Дмитрий Писарев называл его «русским Дон-Кихотом».

Киреевский создал для своего журнала целый «план философии Православной» как обширного литературно-богословского и филологического сочинения. Но планы мыслителя нарушила холера и скоропостижная смерть от нее, наступившая 11 июня 1856 года.

Киреевский одним из первых пытался утвердить русскую философию на основе православия. Его философские идеи прослеживаются в трудах всех крупнейших представителей русского религиозного ренессанса XX века.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос «Кавказская пленница…» – фильм нескольких поколений Далее в рубрике «Кавказская пленница…» – фильм нескольких поколенийСегодня знаменитая картина «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» отмечает годовщину выхода на экран Читайте в рубрике «Общество» «Русская Планета» ищет таланты. И находит.В столичном «Физтехпарке», при поддержке трех вузов, завершился первый этап творческого акселератора «Платформа публицистов» «Русская Планета» ищет таланты. И находит.
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!