Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости
Русские победы
Русские победы

Иван Киреевский – один из основателей славянофильства

Русский мыслитель и философ Киреевский «вместе с Хомяковым является первоисточником всей современной православной культуры»
Виктор Мартынюк
2 мин
Иван Васильевич Киреевский родился 22 марта (3 апреля) 1806 года в Москве, он был выходцем из старинного дворянского рода. Большое влияние на братьев Киреевских оказал родственник по матери Василий Жуковский, племянников он хотел видеть писателями.
К десяти годам Иван освоил значительную часть домашней библиотеки, прочитав основные произведения русской и французской литературы, в двенадцать лет – свободно читал на немецком языке. В юности изучал труды сенсуалистов Локка и Гельвеция, отчимом был перенаправлен к немецкой метафизике, изучение которой продолжил в Германии, здесь слушал лекции Гегеля и Шеллинга, а также Шлейермахера.
По возвращении в Россию Киреевский предпринимает издание журнала «Европеец», где ставит задачу содействовать сближению и взаимодействию русской и западной культуры. Но журнал просуществовал недолго, за статью «Девятнадцатый век», в которой прослеживались требования конституции для России, он был закрыт. Высылке Киреевского из Москвы предупредило заступничество Василия Жуковского и Петра Вяземского.
Изменение в мировоззрении западника Киреевского произошло под влиянием жены Натальи Петровны Арбеневой, она была духовной дочерью преподобного Серафима Саровского.
Через жену Иван Васильевич познакомился с оптинскими старцами, у него появился большой интерес к наследию святых отцов, и вскоре он становится редактором переводов святоотеческих творений, которые издавались в Оптиной Пустыни. Этот монастырь в Калужской губернии при старце Макарии был одним из самых значительных центров православного книгоиздания России.
Духовное перерождение Киреевского не сделало его враждебным к западной культуре, достижения которой он продолжал ценить.
«Я и теперь еще люблю Запад, я связан с ним многими неразрывными сочувствиями. Я принадлежу ему моим воспитанием, моими привычками жизни, моими вкусами, моим спорным складом ума, даже сердечными моими привычками; но в сердце человека есть такие движения, которые сильнее всех привычек и вкусов и без которых ни человек, ни народ не могут жить своею настоящею жизнью», – писал Иван Васильевич.
При этом он принимал самое активное участие в полемике с западниками.
Иван Киреевский считается одним из родоначальников славянофильства – религиозно-философского течения, ориентированного на выявление самобытности России и поиск собственного пути развития страны.
«У нас есть надежда и мысль о великом назначении нашего Отечества!», – в этом высказывании Киреевского заложена вся программа славянофильства. Философ считал, что у России мессианское призвание, и Россия способна разрешить комплекс мировых проблем.
Если Россия разовьет свои начала, то сможет «подчинить раздвоенную образованность Запада цельному сознанию верующего разума».
Фундаментом, на котором следует строить российскую государственность, является православие:
«… чем более будут проникаться духом православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ…»
Стиль Киреевского литературные критики называли близким к стилю Пушкина и Карамзина, а самого писателя считали наряду с Алексеем Хомяковым «первоисточником всей современной православной культуры».
Западник Чернышевский отмечал, что Иван Васильевич испытывал горячую ревность «к просвещению и к улучшению русской жизни», Александр Герцен считал славянофила Киреевского «прекрасной и сильной личностью», а другой идеологический оппонент Дмитрий Писарев называл его «русским Дон-Кихотом».
Киреевский создал для своего журнала целый «план философии Православной» как обширного литературно-богословского и филологического сочинения. Но планы мыслителя нарушила холера и скоропостижная смерть от нее, наступившая 11 июня 1856 года.
Киреевский одним из первых пытался утвердить русскую философию на основе православия. Его философские идеи прослеживаются в трудах всех крупнейших представителей русского религиозного ренессанса XX века.
темы
Россия
культура
Новости партнеров
Реклама
Реклама
2 мин