Русские победы
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Русские победы
Русская планета

Ил-28 — первый реактивный бомбардировщик России

Самолет Ил-28 на аэродроме. Фото: РИА Новости
8 июля 1948 года впервые поднялся в небо самолет, которому предстояло стать самой массовой в мире машиной такого типа
Сергей Антонов
7 июля, 2016 00:00
9 мин
Еще гремели последние залпы Второй мировой войны, когда советские авиаконструкторы вплотную приступили к разработке самолетов нового типа — реактивных. Опыт применения немецких реактивных истребителей и бомбардировщиков, хотя и был весьма невелик, ясно показал, что будущее — за такими машинами. Отвечая на этот вызов времени, Советский Союз создал несколько настоящих летающих легенд реактивной авиации, в том числе и среди самолетов первого поколения. Истребитель МиГ-15 стал самым массовым реактивным истребителем в мире, а созданный практически одновременно с ним фронтовой бомбардировщик Ил-28 — самым массовым реактивным бомбардировщиком. А в первый полет ильюшинский самолет отправился 8 июля 1948 года — всего через семь месяцев после утверждения эскизного проекта совершенно новой машины!
Рассказывая историю создания Ил-28, большинство историков авиации не преминут написать, что-де его проектирование началось «с хвоста» — с создания новой кормовой оборонительной установки Ил-К6. Но это справедливо лишь отчасти: создание этой установки лишь ускорило принятие решения об общей компоновке самолета, однако началом создания будущей легенды не было. В действительности отсчет истории Ил-28 нужно вести с двух событий: разработки реактивного четырехдвигательного бомбардировщика Ил-22. По справедливости, именно его и стоило бы называть первым самолетом такого типа в СССР: построенный в единственном экземпляре и так и не принятый на вооружение, он, тем не менее, был именно боевой машиной — со всем необходимым оборудованием, включая мощное оборонительное вооружение.
Именно на Ил-22 стало понятно, что обеспечить безопасность реактивного бомбардировщика можно лишь за счет комбинации двух факторов: высокой скорости полета, позволяющей уходить от истребителей противника, и оборонительного вооружения, способного успевать за маневрами атакующих самолетов. А это означало, что от привычных турельных установок нужно отказаться: человек не в силах двигаться с нужной скоростью. Ставку сделали на электрогидравлический привод — и это тоже было первое подобное решение в истории советской авиации. Так появилась кормовая 23-мм спаренная пушечная установка Ил-К6, которая оказалась настолько удачной, что фактически решила проблему обороны задней полусферы бомбардировщика — и позволила конструкторам избавиться от лишних стволов, кабин и членов экипажа, заметно облегчив машину.
И если уж считать установку Ил-К6 одной из первопричин появления Ил-28, то второй такой первопричиной нужно признать покупку Советским Союзом лицензии на производство английских турбореактивных двигателей «Нин». Ведь главным недостатком Ил-22 стала его недостаточная скорость и тяговооруженность, прямо зависевшие от использованных на нем реактивных двигателей ТР-1 конструкции Архипа Люльки — первых отечественных двигателей такого типа. Их тяги откровенно не хватило для такой тяжелой машины, несмотря на то, что на ней установили сразу четыре двигателя. Лицензионные «Нин», получившие индекс РД-45, были гораздо тяговитее, и на новую машину Сергей Ильюшин решил ставить именно их.
Когда стало понятно, что для обороны нового бомбардировщика достаточно одной свежеспроектированной кормовой установки, а новые лицензионные двигатели обеспечивают достаточную тягу, встал вопрос: сколько двигателей нужно, чтобы дать машине нужную скорость? Поначалу остановились на четырех, но они делали бомбардировщик слишком тяжелым: взлетать он мог бы только с бетонных взлетно-посадочных полос, а фронтовому самолету такая избирательность была противопоказана. Тогда ильюшинские конструкторы решили оставить только два двигателя, соответственно уменьшив и размеры самолета, и число членов экипажа, разумно рассудив, что фронтовой машине не придется совершать многочасовые перелеты — в среднем два-два с половиной часа полета, с которыми справится и один летчик. А когда стало понятно, что использованный на Ил-22 подход с размещением пилота и штурмана в носовой сплошь остекленной кабине себя не оправдало, решено было вернуться к классическому расположению «штурман впереди внизу — пилот сзади наверху» и за счет этого уменьшить диаметр фюзеляжа и вес машины.
Так воедино сошлись несколько решений, предопределивших появление одного из самых удачных реактивных самолетов первого поколения: мощная оборонительная установка, два сильных двигателя, классическая компоновка пилотской и штурманской кабин, небольшой экипаж и небольшие размеры машины. С учетом всех этих конструкторских находок создали эскиз бомбардировщика, который генеральный конструктор Сергей Ильюшин утвердил 12 января 1948 года, а уже 8 июля летчик-испытатель ильюшинского ОКБ Владимир Коккинаки впервые поднял самолет в воздух.
Примечательно, что этот полет состоялся всего через полмесяца после того, как правительство официально выпустило постановление о создании фронтового бомбардировщика с турбореактивными двигателями в ОКБ Ильюшина. Такая скорость объяснялась просто: Сергей Ильюшин начал проектировать Ил-28 по своей инициативе, без приказа, хорошо понимая необходимость такой машины. Формально же заказ на постройку такого самолета был дан двум другим КБ — Андрея Туполева и Сергея Алексеева (прославившегося как один из создателей самолета Ла-5). В итоге алексеевская машина не дошла даже до стадии испытаний, а туполевский Ту-14 стал основным конкурентом Ил-28.
Впрочем, конкуренция эта была с самого начала неравной: Ил-28 существенно превосходил Ту-14 и в скороподъемности, и в простоте управления, и в простоте обслуживания, и в возможности использования с грунтовых аэродромов. Проигрывал «Ил» только в дальности полета и грузоподъемности, что было не критично для фронтовой машины. Однако симпатии военных достались обеим машинам поровну, и последнее слово в выборе осталось за тогдашним председателем Совмина Иосифом Сталиным, который дал «добро» обоим самолетам: первый определили в армейскую авиацию, второй — во флотскую, превратив в торпедоносец. Одновременно КБ Ильюшина получило распоряжение заменить лицензионные двигатели РД-45 на новые отечественные ВК-1, имевшие большую тягу. Первый самолет с новыми моторами поднялся в небо 8 августа 1949 года, достигнув на высоте 4 км скорости в 906 км/ч — на шесть километров больше, чем требовал военный заказчик.
В конце сентября 1949 года первый серийный реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 приняли на вооружение. Производство новой машины развернули сначала на трех, а потом на пяти заводах — благо, простота конструкции позволяла такой масштабный выпуск. Причем сдавали самолеты невиданными для реактивных машин темпами: временами до ста с лишним единиц в месяц! Практически все Ил-28 первых выпусков поступали в авиачасти, дислоцированные в западных военных округах и группах советских войск в европейских социалистических странах — туда, где их применение было наиболее вероятным. И буквально с первых же месяцев «Илы» заслужили искреннюю любовь и пилотов, и техников. Первых покорила простота управления на всех режимах, удивительная устойчивость на курсе и тот факт, что машина прощала своему летчику очень многое, вплоть до настоящего воздушного хулиганства. А вторые по достоинству оценили впервые обеспеченную на отечественном самолета доступность всех узлов и агрегатов. Достаточно сказать, что все гидропроводы и воздухопроводы, да и электропроводку прокладывали в наружных аналах по обе стороны фюзеляжа, закрытых легко снимающимися панелями, за счет чего все эти системы можно было легко осмотреть и отремонтировать, что, в конечном счете, существенно повышало скорость подготовки к вылету и боевую эффективность самолета.
Увы, несмотря на то, что Ил-28 оказался идеальной машиной для фронтовой авиации 1950-х, а со временем стал еще и носителем тактического ядерного оружия, ему был отведен недолгий срок. И вовсе не потому, что самолет плохо зарекомендовал себя в строевых частях или оказался неудобен в эксплуатации — со стороны военных к нему претензий не было. Виной всему стало знаменитое сокращение армии при Никите Хрущеве и возобладавший при нем неумный взгляд на ракетное оружие как универсальный инструмент обороны. В итоге с начала 1960-х новые, имевшие по нескольку десятков часов налета Ил-28 начали снимать с вооружения и уничтожать. Их буквально давили бульдозерами на аэродромах, а пилотов и техников массово отправляли в запас. По словам свидетелей этого варварства, летчики буквально со слезами на глазах прощались с машинами, заслужившими их искреннюю любовь и уважение.
О том, насколько безумным было решение пустить под нож одну из самых удачных машин в истории реактивной авиации, свидетельствует ее служба за рубежом. Ил-28 стояли на вооружении Алжира, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Сомали, Финляндии, Чехословакии, и во многих из этих стран оставались в строю до начала 1970-х. Хотя активного боевого применения Ил-28 нигде не было — просто потому, что не было серьезных конфликтов, требующих применения фронтовых бомбардировщиков, а не ударных истребителей, — противник всегда всерьез воспринимал их потенциальную угрозу. Не случайно в начале Шестидневной войны ВВС Израиля сделали все, чтобы уничтожить египетские Ил-28 на земле: очень уж не хотелось израильтянам убедиться в боевой эффективности этих машин…
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
9 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ