Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Русские победы

Художник Солнца

16 января 1882 года родился живописец Аристарх Лентулов, один из родоначальников «Русского авангарда»
Кирилл Брагин
16 января, 2018 15:00
2 мин
Аристарх Лентулов. Автопортрет, 1913
Известный художественный критик начала XX века Александр Бенуа, анализируя в 1912 году творчество молодых художников, пророчески заявил: «Нынешние страшилы со временем станут классиками».
Эти слова относятся и к творчеству художников, составлявших костяк общества «Бубновый валет», одним из организаторов которого был Аристарх Васильевич Лентулов. Он родился 4 января 1882 года в Пензенской губернии в семье священника. Как происходивший из духовного сословия, первоначальное образование он получил в духовных школах. Однако юноша решил стать художником, он учился в Пензенском художественном училище, Киевском художественном училище у Николая Пимоненко, в петербургской студии Дмитрия Кардовского, помощника Ильи Репина.
Лентулова часто называют «художником Солнца». Позже он вспоминал: «Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения. В этом отношении я производил исключительно интересные опыты. В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету».
Лентулов, несмотря на свою увлеченность «новым искусством», всегда оставался настоящим, необыкновенно талантливым художником. Даже в ущербных формах авангарда ему удавалось создавать яркие, целостные в своей сущности произведения.
В 1908 году Лентулов увлекся кубизмом и даже «поехал за ним в Париж», где можно было увидеть произведения Пикассо и Брака. Картины Лентулова становились все более экспрессивными, он познакомился с Ильей Машковым, Робертом Фальком, Александром Куприным, Василием Рождественским, позже – Петром Кончаловским, которые стали основой «Бубнового валета».
На картинах Лентулова предметы реального мира представлены в виде движущихся абстрактных форм. Здания московского Кремля (картины «Василий Блаженный», «Звон») танцуют и парят в облаках, и воспринимаются не как часть архитектурного пейзажа, а как переливающаяся мозаика калейдоскопа.
Крупнейший исследователь Русского авангарда профессор Джон Боулт считает, что по масштабу Лентулов для русской живописи то же, что Матисс для мировой.
В 1916 году Лентулов покинул «Бубновый валет», годом позже случилась русская катастрофа. Но художник не покинул страну, он остался в России и продолжил писать. Самобытный талант живописца оказался востребован новой властью. Он оформлял площади, зрительный зал Большого театра, создавал театральные декорации, был профессором Московского художественного института. Художественный руководитель Камерного театра Александр Таиров, с которым много и плодотворно работал и дружил Лентулов, позже писал о нем: «Он работал, как жил, и жил, как работал... Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу».
Скончался Аристарх Лентулов в апреле 1943 года в Москве. 
темы
2 мин