По состоянию на 2 июня 10:35
Заболевших423 741
За последние сутки8 863
Выздоровело186 985
Умерло5 037
Русские победы
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Лента главных новостей
Русская планета
Русские победы

Художник Максим Воробьев - наставник целого поколения русских пейзажистов

230 лет назад родился Максим Никифорович Воробьев, видный русский живописец
Кирилл Брагин
17 августа, 2017 17:30
3 мин
Максим Воробьев «Восход солнца над Невой», 1830
Как сложилась бы жизнь Максима Воробьева, если бы его отец, отставной унтер-офицер, не получил место вахтера в Императорской академии художеств, сложно представить.
У мальчика появилась возможность бывать в академии и наблюдать за таинственным процессом созидания картин. Вскоре он сам взялся за карандаш и проявил способности к рисованию. В 10-летнем возрасте Максим был принят в Академию, среди его наставников был Федор Алексеев, крупнейший мастер русской ведуты – жанра живописи, в деталях изображающего повседневный городской пейзаж.
Талант Воробьева был замечен, и вскоре он стал выполнять различные правительственные поручения. В 1820 году он совершил поездку в Палестину, где произвел зарисовки главных храмов Святой Земли. Трудность предприятия заключалось в том, что работу, которая включала в себя замеры параметров объектов, приходилось делать незаметно для местных мусульманских властей.
Такую работу запросто могли счесть за шпионаж, но она производилась в целях исключительно культурных. Великий князь Николай Павлович, решил привести в порядок Новоиерусалимский монастырь под Москвой, который содержит копии главных христианских святынь, находящихся в Иерусалиме. А для этого ему нужны были точные данные.
Созданные на основе палестинских эскизов картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» (1822), «Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме» (1824) принесли художнику широкую известность.
Другие, написанные также на основе зарисовок этой поездки, – «Берег моря близ Варны» (1829), «Босфор», пользовались успехом, автор по заказу повторял эти полотна. Картину «Вид на Константинополь» (1829) Нестор Кукольник назвал одой «из воды, земли и воздуха».
Пейзажи Воробьев продолжил писать и в последующие годы, теперь уже на родине, среди них особенно выделяются виды северной столицы: «Закат солнца в окрестностях Петербурга» (1832), «Набережная Невы у Академии художеств» (1835), «Лунная ночь в Петербурге». Петербургские работы являются главными в творческом наследии Воробьева.
Художнику удалось соединить схему классического пейзажа с романтическими световыми эффектами. Влияние живописца-романтика испытали многие русские художники. Иван Айвазовский, Лев Лагорио, Михаил Клодт, Михаил Лебедев, браться Чернецовы, Сократ Воробьев, сын художника и многие другие являются его учениками.
Федор Петрушевский, физик, занимавшийся вопросами цвета и света, а вместе с тем и исследователь творчества русских художников, говорит, что Максим Воробьева «научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов».
темы
3 мин