Новости – Русские победы
Русские победы
Художник Иван Крамской – вдохновитель «передвижников»
Иван Николаевич Крамской. Автопортрет, 1867
Крамской был одним из организаторов и идеологов Товарищества передвижных выставок
8 июня, 2017 15:00
3 мин
«Я родился в уездном городке Острогожске, в слободе Новая Сотня, от родителей, приписанных к мещанству...», - напишет в автобиографии Иван Николаевич Крамской.
Отец его был писарем и сына с ранних лет приобщил к занятиям каллиграфией. Но Ваня хотелось большего, чем только красиво выводить письмена. Он «начитался разных книжек по художеству: биографий великих художников, разных легендарных сказаний об их подвигах» и хотел стать таким же.
Крамской устроился учеником к местному иконописцу, который, впрочем, не торопится с обучением. Из Острогожска он уехал при первой же возможности – к искусству Крамской пробивался с редким упорством – «работает как вол», скажет позже о коллеге художник Григорий Мясоедов.
Некоторое время он работал ретушером у харьковского фотографа Якова Данилевского, который научил юношу владеть карандашом, кистью и красками. По словам Крамского Данилевский помог ему «вырваться» из «уездного города» в большой мир – вместе с фотографом он исколесит множество губерний. Память Ивана фиксировала и «фотографировала» всё увиденное, впоследствии эти воспоминания лягут в основу галереи портретов с изумительно разнообразными типажами людей.
С 1856 года Крамской работает в Петербурге, в фотоателье Александровского. Через год он поступит в Академию художеств, где очень быстро покажет быстрые успехи в рисовании и живописи и приобретет уважение сокурсников.
Крамской будет в числе организаторов «бунта четырнадцати» – группы студентов участников конкурса на большую золотую медаль, которые не согласились с условиями конкурса, выдвинутыми администрацией.
Студентам предложили разработать тему «Пир в Валгалле», они попросили выбрать тему каждому индивидуально. Но все прошения учеников оказались проигнорированными – в знак протеста Иван Крамской и еще двенадцать художников подали прошение о выходе из Академии. Советские историки будут рассматривать это исключительно художественное несогласие как политический акт.
«Бунтари» во главе с Крамским образовали художественную артель, преобразованную в 1870 году в Товарищество передвижных художественных выставок. Создание общества передвижников художественный критик Владимир Стасов, назвал главным делом жизни Крамского.
Одной из первых работ Крамского стала роспись купола Храма Христа Спасителя, ее он проделал вместе с «артельщиками» Богданом Венигом и Николаем Кошелевым.
Позже он приступает к написанию картин, Крамской больше всего известен как портретист, он написал портреты Льва Толстого, Николая Некрасова, Михаила Салтыкова-Щедрина, Владимира Соловьева, Павла Третьякова, Ивана Шишкина, Сергея Боткина и многих других известных современников, всего художник исполнил 79 портретов.
«Неизвестная», 1883. Одна из наиболее известных работ Ивана Крамского
Среди не портретных картин – «Майская ночь», «Христос в пустыне», «Дама в лунную ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель».
Работал Крамской до последнего, он умер от аневризмы аорты 24 марта 1887 года, во время написания портрета доктора Карла Раухфуса.
Крамской ушел в мир иной, не успев выполнить тех задач, которые поставил перед собой. Продолжателем лучших традиций искусства Крамского стал его ученик Илья Репин.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости